Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартовала 25-я «Золотая Маска» — крупнейший конкурсный смотр российских спектаклей всех жанров. В связи с юбилейной датой нынешний фестиваль проводится с серьезным временным размахом: его мероприятия охватывают больше трех месяцев.

В начале января жюри и все желающие побывали в Перми на представленных в конкурсе опере-оратории «Жанна на костре» (режиссер и художник — Ромео Кастелуччи, дирижер — Теодор Курентзис; Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского) и мюзикле «Карлик Нос» (композитор Лора Квинт, режиссер-постановщик Борис Мильграм, дирижер Татьяна Виноградова; Театр-Театр). Обе работы, очень важные для фестиваля, увы, оказались чрезвычайно сложны для вывоза.

В Москве первый конкурсный показ состоялся 15 января — Татарский театр им. Г. Камала показал свою работу «И это жизнь?» в постановке молодого режиссера Айдара Заббарова — эксцентричную и трогательную историю современного Обломова. А с 4 февраля конкурс пойдет уже без перерывов: в этот день в афише — «Триумф времени и бесчувствия» Г. Ф. Генделя (режиссер Константин Богомолов, музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский, МАМТ; еще показы — 6, 8 и 10 февраля) и «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной в постановке Айрата Абушахманова (Башкирский театр драмы им. М. Гафури).

Драматический конкурс традиционно впечатляет именами и названиями. «Большая форма» насчитывает тринадцать спектаклей, «малая» шестнадцать. Блок из Петербурга на этот раз небольшой по количеству, но весомый по качеству: Театр Ленсовета покажет трагического философского «Гамлета» Юрия Бутусова (3 и 4 апреля) а Александринка — серьезное переосмысление одной из главных советских пьес «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (спектакль в постановке Виктора Рыжакова носит приставку «Прощальный бал», он пройдет в Москве 13 и 14 марта). А один из фаворитов конкурса, двухчастный спектакль Андрея Могучего «Три толстяка», увы, оказался невывозимым — в рамках конкурсной программы он пройдет 6 и 7 марта (первая часть, «Восстание») и 8 и 9 марта (вторая часть, «Железное сердце») на «родной» сцене БДТ имени Товстоногова. Зато московский список — разнообразие и раздолье для всех: тут и sounDrama Владимира Панкова «Старый дом» на текст Алексея Казанцева (Центр драматургии и режиссуры, 26 и 27 марта), и мультижанровые «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова («Гоголь-центр», 13 и 14 апреля), и неожиданно минималистичные строгие «Три сестры» Константина Богомолова (МХТ им. А. П. Чехова, 15 и 29 марта, 5 апреля), и экзотическое, ни на что не похожее путешествие «Гипнос» Олега Глушкова (театр «Практика», 10 и 11 марта). Региональную часть программы на этот раз составили спектакли из Омска, Уфы, Казани, Ижевска, Тюмени, Якутска, Воронежа, Красноярска, Лесосибирска, Кудымкара, Ярославля, Новосибирска, Пскова и Ростова-на-Дону.

Оперный список лаконичен — всего восемь названий — но выверен идеально: не упущена ни одна по-настоящему важная работа сезона. Москву представляет четыре названия, причем два — из МАМТа: «Енуфа» Леоша Яначека (режиссер Александр Титель, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Бражник) с филигранными актерскими работами (12 апреля) и уже упоминавшийся генделевский «Триумф времени и бесчувствия». Есть в афише и еще один Гендель: «Альцина» Большого театра, поставленная одним из лидеров мировой режиссуры Кэти Митчелл (17 марта). Отдана дань и современным композиторам — это и «Проза» Электротеатра Станиславский (Владимир Раннев дебютировал как режиссер, поставив собственную оперу, и сделал это великолепно — убедиться можно 21 и 22 марта), и два произведения Александра Маноцкова, «Снегурочка» по мотивам сказки Островского, решенная режиссером Еленой Павловой как обрядово-ритуальное действо (Независимый театральный проект, Санкт-Петербург; 15 и 16 марта) и «Сны Иакова, или Страшно место», где на музыку положены тексты тюремных анкет, справок и документальных монологов (спектакль создан Фондом поддержки современного искусства в Казани, его можно посмотреть 13 и 14 марта).

Прямо-таки образцово-показательно выглядит номинация «Оперетта/мюзикл»: в списке сразу семь спектаклей. Правда, фестивальная публика увидит шесть (пермский «Карлик Нос», напоминаем, был показан только на «родной» сцене). Московский участник только один — «Беги, Алиса, беги» Театра на Таганке, сделанный командой Максим Диденко — Мария Трегубова — Иван Кушнир — Владимир Варнава (смело и зачастую удачно экспериментирующий в разных жанрах театр уже второй год подряд номинируется за мюзикл). Впечатляет, что в состязании сойдутся самые основные театры-»тяжеловесы» жанра: Санкт-Петербургская Музкомедия привезет масштабного захватывающего «Графа Монте-Кристо» Фрэнка Уайлдхорна в постановке KERO (2 апреля), Музкомедия из Екатеринбурга — легендарную рок-оперу «Орфей & Эвридика» Александра Журбина, поставленную Кириллом Стрежневым и оформленную Павлом Каплевичем (4 апреля), Новосибирский музыкальный — очаровательные лирические «Римские каникулы» (9 апреля). Из Петербурга также приедет театр «Карамболь» со спектаклем Антона Оконешникова «Двенадцать месяцев» (8 апреля), а Красноярский музыкальный театр представит мюзикл Евгения Загота «Винил» в постановке Николая Покотыло (26 февраля).

Конкурс современного танца включает девять спектаклей. И здесь какое-то очень красивое разнообразие. С одной стороны — моноработа танцовщицы и хореографа Анны Дорофеевой «Камилла» на музыку Алексея Ретинского, сделанная в технике буто и посвященная художнице Камилле Клодель (спектакль сделан совместно с Дягилевским фестивалем в Перми и стал там событием; увидеть его можно 22 и 23 марта). С другой — пластическая версия хрестоматийной «Грозы» Островского, созданная хореографом Ксенией Михеевой (Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург; 20 марта). Постоянный участник фестиваля, челябинский Театр современного танца Ольги Пона представит свою работу «Картон» (14 апреля), современная труппа «Балета «Москва» — своей взгляд на пьесу Сэмюэля Беккета, названный «В режиме ожидания Годо» (6 апреля), а Воронежский Камерный театр (обычно участвующий в драматической номинации) — танцевальную версию романа Евгения Замятина «Мы» (10 апреля).

С 20 февраля по 11 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс» (кураторы — Оксана Ефременко, Алексей Киселев и Юлия Клейман), куда входят яркие неординарные спектакли из разных российских городов. На этот раз «Маску Плюс» составили четырнадцать работ, очень разных и по форме, и по теме. Среди них — сразу две постановки Евгении Сафоновой, восходящей звезды нового режиссерского поколения: мощная, жесткая «Медея» Театра Ленсовета (20 февраля) и «игровая лекция» об экологических проблемах «Лицо Земли» ТЮЗа им. А. А. Брянцева (11 марта); спектакль для трех артистов и трех зрителей «Завтрак для чемпионов» по мотивам романа Курта Воннегута (Театральная площадка «Скороход», Санкт-Петербург; 6, 7, 8, 9 марта); полностью переосмысленная история принца Датского «Sociopath/Гамлет», сделанная режиссером Андреем Прикотенко с молодыми и для молодых (театр «Старый дом», Новосибирск; 26 февраля); документальная опера о насилии «Abuse Opera» самого необычного петербургского коллектива — «Театр. На вынос», которую сыграют в пространстве Мультимедиа Арт Музея (9 и 10 марта).

Уже в шестой раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (15, 16 и 17 марта). Кураторы Алексей Гончаренко, Анна Казарина и Марина Шимадина отобрали одиннадцать спектаклей, демонстрирующих максимальное разнообразие тенденций нынешнего театра как для самых маленьких, так и для «почти взрослых». Здесь есть и спектакль-экскурсия «Я озвучиваю мультик» режиссера и художника Александры Ловянниковой (Театр на Литейном) — зрители путешествуют по Петербургу вместе с экранным героем, мальчиком Петей; и восхитительный фэнтези-хоррор Яны Туминой «Комната Герды» (Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой) — такой версии «Снежной королевы» точно еще не бывало; и страшные «Дети ворона» о сталинских временах глазами ребенка (Центр имени Мейерхольда); и сценическая версия популярной серии книг шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстрем «Цацики идет в школу» о таких понятных и знакомых проблемах семилетнего мальчика, сделанная в Хабаровском ТЮЗе. Кстати, еще одна постановка этого материала — из петербургского театра «Суббота» — участвует в «Маске Плюс» (ее можно посмотреть 4 марта).

В связи с юбилеем в программу добавились специальные показы зарубежных спектаклей. Весной «Золотая Маска» представит в Москве спектакль Кристофа Марталера «Знакомые чувства, смешанные лица» (Театр «Фольксбюне», Германия) и постановку Саймона Стоуна «Три сестры» (Театр Базеля, Швейцария). А в октябре в Москве и Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Театральной Олимпиадой будет показана дилогия «Love Cycle», поставленная Шарон Эяль и Гаем Бехаром (Танцевальная компания L-E-V).

Ожидаются и традиционные спецпроекты «Золотая Маска» в кино» – прямые трансляции спектаклей Фестиваля в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и городов России (партнер – компания «CoolConnections»), «Золотая Маска» online» – проект, представляющий прямые трансляции спектаклей Фестиваля в интернете (генеральный интернет-партнер – «Издательство Яндекса»), «Золотая Маска» в городе» – театральные представления на улицах и площадях, в парках, в музеях и на вокзалах, в библиотеках и офисных центрах.

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2019 будут озвучены 16 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на Исторической сцене Большого театра.

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Винил» Красноярского музыкального театра. Автор фото — Сергей Горохов)

 

 

Обсуждение закрыто.