Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартует 26-я «Золотая Маска» — крупнейший конкурс-смотр российских спектаклей всех жанров. Основная часть программы, по традиции, приходится на март и апрель, но часть показов пройдет в конце января и феврале.

Первым спектаклем нынешнего фестиваля (17 и 18 января) стал вечер одноактных балетов хореографа Анны Терезы Де Керсмакер  «Bartók / Beethoven / Schönberg» (Компания Rosas, Бельгия) из спецпрограммы зарубежных спектаклей. Программа продолжится в апреле спектаклем «Chapter 3: The Brutal Journey of the Heart» в постановке Шарон Эяль и Гайя Бехара, завершающий трилогию «Love Cycle» (танцевальная компания L-E-V, Израиль). Еще одним спектаклем программы станет постановка Николаса Штемана «Faust I» (Театр Schauspielhaus Zürich, Швецария).

Как всегда, много внимания приковано к драматическому конкурсу — здесь вновь ожидается серьезное соревнование. Количество номинантов на этот раз не столь велико, как в прошлом году — «большая форма» насчитывает девять спектаклей, «малая» тринадцать, — зато работы подобрались важные, определяющие основные направления в театральном процессе. И радостно, что театр поиска, театр новых форм теперь попадает не только в экспериментальный список.

Мощный десант прибудет из Санкт-Петербурга. В «большой форме» соревнуются «Русская матрица» Театра Ленсовета (3 и 4 апреля), необычная композиция, созданная режиссером Андреем Прикотенко и композитором Иваном Кушниром на основе сказок, былин и легенд,  и необарочная версия «Сирано де Бержерака» Александринского театра (25 и 26 марта) с Иваном Волковым в заглавной роли. А в «малую форму» попали «спектакль в разговорах» режиссера Бориса Павловича «Исследование ужаса» (14 и 15 марта), новая работа Константина Богомолова «Преступление и наказание» (5 и 6 апреля), сделанная в «Приюте комедианта» со звездами петербургской сцены Дмитрием Лысенковым, Ильей Делем, Александром Новиковым, «Аустерлиц» БДТ им. Г. А. Товстоногова, поставленный самым интересным режиссером нового поколения Евгенией Сафоновой (1 апреля), трагический спектакль Театра ненормативной пластики «Посмотри на него» о переживаниях женщин, потерявших ребенка (5 и 6 апреля),  и «Российская А. Азбука» Театра ТРУ (4 и 5 апреля), где соединены музыка Игоря Стравинского и Настасьи Хрущевой и стихи на все буквы алфавита. Среди московских номинантов — сразу две работы Гоголь-центра, исповедальное и очень красивое «Барокко» Кирилла Серебренникова (27 и 28 февраля) и нежное «Спасти орхидею» Владислава Наставшева (8 и 9 апреля); строгая «Иранская конференция» Театра Наций, созданная давним дуэтом Иван Вырыпаев/Виктор Рыжаков (16 и 30 марта); пронзительный «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. А. П. Чехова, 18 и 31 марта). Впервые в основном конкурсе спектакль-променад — «Версия «Чайки» играется в подмосковном Чехове, в пространстве научно-творческой резиденции Чехов APi, где зрители разделяются на несколько маршрутов с проводниками-героями (например, можно пойти за Аркадиной, можно — за Треплевым). Классический текст — и новаторский подход. Хорошо знакомое — и совершенно неизведанное. Вполне вероятно, что после показов на фестивале (11 и 12 апреля) спектакль играться не будет, так что есть смысл не упустить. А региональную часть программы на этот раз составили работы из Архангельска, Перми, Новосибирска, Пскова, Кургана, Омска, Южно-Сахалинска и Красноярска.

Оперный список впечатляет разнообразием — и стиля, и формы. В одном только московском блоке соревнуются, например, масштабное «Путешествие в Реймс» (3 и 4 марта) Большого театра, новое (в буквальном смысле — здесь барочное звучание соединено с электронным) прочтение «Орландо» Георга Фридриха Генделя (20 и 21 февраля), осуществленное в «Геликон-опере» знатоком барокко режиссером Георгием Исаакяном, и совсем камерный, стильный и глубокий спектакль «Ложь Мартина» музыкального театра «Амадей» (23 и 30 марта) — редкую оперу Джанкарло Менотти поставила молодой режиссер Анна Салова. Всего московских названий восемь из четырнадцати — больше половины. Минувший сезон в столице и правда выдался удачным. Из региональных названий меломаны, в первую очередь, ждут «Трех сестер» из Екатеринбурга (театр «Урал Опера Балет», 3 марта) — постановка оперы знаменитого венгерского композитора Петера Этвёша стала настоящим событием. Из Санкт-Петербурга приедут романтичный «Евгений Онегин» театра «Зазеркалье» (8 апреля), и авторский проект Александра Маноцкова «52″ (5 и 6 апреля) — специально для БДТ композитор написал оперу на тексты Льва Рубинштейна и сам поставил ее на малой сцене театра. Красноярский театр оперы и балета покажет «Груди Терезия» (9 и 10 апреля) — шуточную оперу Франсиса Пуленка в экстравагантной манере поставил Даниил Дмитриев; Пермский оперный — необычный проект на стыке жанров «Закрой мои глаза» (17 марта), созданный совместно с фестивалем «Территория»; из Казани приедет спектакль «Аллюки» (4 апреля) Центра «Инклюзион» и Творческого объединения «Алиф», в котором звучат песни на исчезающих восточных языках.

Elena Lekhova Photography

А вот с номинантами в разделе «Оперетта/мюзикл» в афише не очень весело. Из заявленных четырех названий одно — «Бременские музыканты» Музыкального театра Республики Карелия — в какой-то момент ушло из конкурса (но сейчас есть шанс, что все-таки спектакль останется), еще одно — «Винил» пермского Театра-Театра — по техническим причинам в Москву не приедет. Поклонникам жанра остается только посмотреть «Большой секрет для маленькой компании» театра «Карамболь» из Санкт-Петербурга — увлекательную современную трактовку режиссером Антоном Оконешниковым знаменитого песенного цикла Сергея Никитина (спектакль покажут 2 марта), и повторить «Стиляг» Театра Наций в постановке Алексея Франдетти (25 января) — лихую и трагическую историю потерявшего себя поколения.

Все интереснее с каждым годом становится конкурс «Эксперимент». Поскольку театр сегодня предлагает огромное разнообразие форм, тем и направлений, именно здесь собирается то, что можно назвать «театром завтрашнего дня». В нынешнем «Эксперименте» — настоящий суд над шекспировским «Гамлетом» («Пожалуйста, дальше (Гамлет)», 4 и 5 апреля), спектакль в библиотеке для одного зрителя («Время, которое», 14 апреля), VR-спектакль по знаменитому карельскому эпосу («Калевала. Эпизоды», 24 марта); всего — десять названий. «Эксперимент» — это лучшая возможность испытать совершенно новые эмоции, а заодно побывать в пространствах и обстоятельствах, непривычных для обычной жизни.

С 24 февраля по 12 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс» (кураторы — Оксана Ефременко, Нияз Игламов и Оксана Кушляева), куда входят яркие неординарные спектакли из разных российских городов. На этот раз «Маску Плюс» составили двенадцать работ. Здесь и необычные трактовки классической драматургии («Ревизор» режиссера Андрея Сидельникова, театр «Суббота»), и документальный театр в игровой форме («Тверь-Тверь» режиссера Елизаветы Бондарь, Тверской ТЮЗ), и постановки известных пьес ведущих современных авторов («Фронтовичка» Анны Батуриной — Татарский драматический театр им. Габдуллы Тукая, Большая Атня; «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова — Пятый театр, Омск; «Сосед» Павла Пряжко — «театр post», Санкт-Петербург).

Уже в седьмой раз будет проводиться программа спектаклей для детей «Детский weekend» (разросшаяся на целых четыре дня — 13, 14, 15 и 16 марта). Кураторы Анна Казарина и Надежда Стоева отобрали одиннадцать спектаклей, демонстрирующих максимальное разнообразие тенденций нынешнего театра как для самых маленьких, так и для «почти взрослых». Среди них — интерактивный спектакль о школьной травле «По приколу! Кто решает, что смешно?» (Совместный проект Красноярского Театра юного зрителя и берлинского театра «Strahl»), где зрителям дана возможность повлиять на происходящее и разобраться, что не так в представленной ситуации; новый взгляд на всем известные истории о великом сыщике Шерлоке Холмсе «Байки с Бейкер-стрит» (театр «Парафраз», Глазов); абсолютно традиционная и очень красивая сказка «Белоснежка и семь гномов» (Драматический театр, Саров); экзотическая версия балета «Коппелия» Лео Делиба, созданная знаменитым екатеринбургским театром «Провинциальные танцы» названная хореографом Александром Пепеляевым «#Коппелия_бот» — механическая героиня балета здесь стала искусственным интеллектом, в который влюбляются живые юноши.

Непременно будут радовать зрителей и традиционные спецпроекты «Золотая Маска» в кино» – прямые трансляции спектаклей фестиваля в киносети «КИНО ОККО» и кинотеатрах проекта TheatreHD; «Золотая Маска» online» – прямые трансляции спектаклей фестиваля на ресурсах Rambler Group, а также записи в онлайн-кинотеатре Okko; «Золотая Маска» в городе» – театральные представления на улицах и площадях, в парках, в музеях и на вокзалах, в библиотеках и офисных центрах.

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2020 будут озвучены 15 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на сцене Концертного зала «Зарядье».

Подробное расписание, информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Три сестры» театра «Урал Опера Балет», Екатеринбург. Автор фото — Елена Лехова)

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.