Седьмой всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

С 13 сентября по 12 ноября в Москве состоится Седьмой фестиваль «Видеть музыку» (организатор – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, реализуется с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив). В этом году смотр, неизменно являющийся самым масштабным для отечественной музыкальной сцены, объединит в своей афише больше трех десятков спектаклей. География Седьмого фестиваля огромна: зрители посмотрят работы коллективов со всей России от Иркутска до Иванова, от Сыктывкара до Астрахани.

Идея Фестиваля сформировалась в результате многолетней деятельности Ассоциации Музыкальных Театров (АМТ). Это крупнейшее профессиональное сообщество было образовано в 2004 году и сразу же объединило множество театральных коллективов и мастеров. Сегодня членами Ассоциации являются свыше шестидесяти крупнейших музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд театров стран СНГ. В 2014 году президентом Ассоциации был избран художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян. Созданный по его инициативе фестиваль «Видеть музыку» стал результатом работы АМТ, направленной на формирование между театрами разных регионов страны разнообразных творческих связей и контактов.

Георгий Исаакян, Президент АМТ и художественный руководитель фестиваля: «Фестиваль «Видеть музыку» задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не
бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи. К счастью, так и получилось, и афиша VII Фестиваля это подтверждает, отражая реальное состояние российского музыкального театра, такого, каким он является в действительности, – с его победами и сложностями, поисками и экспериментами, взлетами и открытиями».

Откроется фестиваль мировой премьерой AR-оперы Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам», поставленной Георгием Исаакяном в Театре Наталии Сац. В течение двух фестивальных месяцев в Москву приедут Астраханский государственный театр оперы и балета («Риголетто» Дж. Верди 4 октября), Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» («Норма» В. Беллини 7 октября и «Черевички» П. И. Чайковского 8 октября), Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана («Ходжа Насреддин» Э. Салихова 7 ноября), Государственный театр оперы и балета Республики Коми (» Дон Кихот» Л. Минкуса 17 октября и «Пиковая дама» П. И. Чайковского 18 октября), Ивановский музыкальный театр («Три мушкетера» М. Дунаевского 25 октября), Алтайский музыкальный театр («Доходное место» А. Кротова 27 сентября), Иркутский музыкальный театр им. Н. Загурского («Декабристы» Е. Загота 1 ноября), Нижегородский камерный музыкальный театр им. В. Степанова («Астрономия любви» М. Самойлова 26 октября), Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии («Бал воров» А. Пантыкина 6 ноября), Северский музыкальный театр («Синьор Фаготто» Ж. Оффенбаха 17 октября), Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» («Винил» Е. Загота  11 октября) и другие. Столичные театры также примут участие в фестивале с самыми громкими своими премьерами: Большой театр («Лоэнгрин» Р. Вагнера 9 ноября), Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Аида» Дж. Верди 22 и 22 сентября; «Робинзон Крузо» Ж. Оффенбаха 12 ноября), «Новая Опера» («Кармен» Ж. Бизе 21 октября), «Геликон-опера» («Богема» Дж. Пуччини 1 октября), Детский музыкальный театр имени Наталии Сац («Сны Каштанки» М. Броннера 28 сентября; «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова 12 октября; «RICHARDCAPRICCIO» 13 октября; «Балеты «Русских сезонов»: «Шахерезада», «Жар-птица» 18 октября), Московский театр оперетты («Королева чардаша» 29 октября), Детский музыкальный театр юного актёра («Волшебник Изумрудного города» Е. Загота 2 октября) и Московский детский Театр эстрады («Приключения в лабиринте времени» В. Овсянникова 30 октября).

Винил_МюзикХолл

Спектакли Фестиваля «Видеть музыку» пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы, а завершится смотр-панорама 11 ноября в Бетховенском зале Большого театра вручением премии «Легенда» тем, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят и зрители, и критики, тем, кому мы говорим: «Вы — Легенда».

Помимо основной программы, Седьмой фестиваль «Видеть музыку» – это несколько офф-программ, интересных как профессионалам музыкального театра, так и широкой публике.
«Детская программа» – возможность посмотреть интересные, незаурядные музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах. Театры-участники фестиваля привозят в Москву свои самые яркие постановки, уже ставшие хитами у своей аудитории, и можно не сомневаться: они покорят и столичных зрителей. В этом году «Детская программа» включает в себя спектакли для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и тех, кто ходит в старшие классы школы.
«Студенческие спектакли» — работы главных российских Консерваторий и ВУЗов: Оперных студий Казанской консерватории и Новосибирской консерватории им. М. Глинки, Нижегородской консерватории им. М. Глинки, Оперного театра Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, РАТИ (ГИТИС), Оперного театр-студии им. Ю. Сперанского Российской академии музыки им. Гнесиных. Для фестиваля такая программа – это прямое осуществление его миссии: развития и объединения профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, и предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре музыкального театра всей России. В рамках «Студенческой программы» состоится несколько встреч мэтров российского музыкального театра со студентами, и первая пройдет 12 октября в Российской академии музыки имени Гнесиных. Там со студентами встретится Георгий Исаакян.

9-11 ноября на ведущих музыкальных площадках Москвы пройдет Ежегодная осенняя Конференция АМТ, дающая возможность подвести итоги фестиваля, выявить проблемы современного театрального процесса и совместно выработать направления движения, обменяться успешными кейсами в практике театра, поделиться своими идеями. Одна из задач Конференции – познакомить руководителей российских музыкальных театров с молодым поколением творцов — режиссеров, хореографов, дирижеров, художников, артистов. В этом году пройдет Лаборатория молодых оперных  режиссеров под руководством Георгия Исаакяна. Созданные в рамках Лаборатории эскизы будут представлены директорам российских музыкальных театров. В эти же даты пройдет Лаборатория композиторов под руководством Александра Пантыкина «Новые идеи для музыкального театра», многолетний проект АМТ, уже давший свои творческие плоды. Так, именно благодаря Лаборатории композиторов в Театре Наталии Сац появилась AR-опера «Любовь к трем цукербринам», которую Константин Комольцев, участник Лаборатории, написал по заказу Георгия Исаакяна. В рамках Конференции АМТ также состоится презентация книги Алексея Парина «Оперные города. Эссе и статьи», выпущенной издательством «Аграф» в 2021 году. Эта книга – попытка автора разобраться, что такое современный музыкальный театр, из чего он складывается, как он замышляется и продуцируется, кто его главные творцы. Также в рамках Конференции состоятся «Диалоги об опере» – многолетний авторский проект Георгия Исаакяна: цикл публичных дискуссий о сегодняшнем лице оперного/музыкального театра. Эти открытые дискуссии, в которых принимали участие ведущие оперные режиссеры, драматурги, журналисты и общественные деятели, вызывают огромный интерес студентов театральных ВУЗов, представителей музыкально-критического сообщества и любителей оперы. В этом году темой «Диалогов об опере» станет «Фем-революция в оперной режиссуре». Ей был посвящен большой материал в журнале «Музыкальная жизнь» (№ 4, 2022), созданный Евгенией Кривицкой. «По всей России ставят спектакли, номинируются и получают самые престижные театральные премии режиссеры-женщины. Почти все они – выпускницы РАТИ-ГИТИС, мастерской Георгия Исаакяна, который считает, что «прямо сейчас, на наших глазах, в мире оперной режиссуры происходит фем-революция», – написано в статье. Продолжением разговора на эту тему и станут «Диалоги об опере»-2022. Главным собеседником Георгия Исаакяна в этом «Диалоге» станет Евгения Кривицкая.

Отдельные программы Научно-практической конференции АМТ проводятся совместно с Биеннале театрального искусства.

 

Расписание показов и информация о билетах — на официальном сайте фестиваля: https://vmfest.ru/ и на странице ВКонтакте: https://vk.com/videtmusiky

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Винил» Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»)

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.