Спектакль «Царская невеста» Приморской сцены Мариинского театра на XVIII Пасхальном фестивале

Центральным московским событием завершившегося на днях XVIII Пасхального фестиваля стал показ спектакля «Царская невеста» в Концертном зале «Зарядье». Премьера самой популярной оперы Николая Римского-Корсакова состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в сентябре прошлого года. В Москве спектакль представили с симфоническим оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым за пультом.

051A0242

С первых же минут музыку, которую вроде бы знаешь наизусть, открываешь заново: каждая нота, каждая эмоция у Гергиева огранена как алмаз. За время увертюры «вся жизнь проносится перед глазами»: от гулких мистических первых тактов — к романтической напевности и нарастающему трагизму. Почти вагнеровская мощь сочетается с камерной утонченностью, красота чувств – с провидением высших сил.

051A0070

Режиссер Вячеслав Стародубцев соединяет в спектакле пышность «имперского» стиля (художник Петр Окунев придумал роскошные подробные костюмы и оригинальное, почти «киношное» пространство) и тонко выстроенные психологические мотивации персонажей, позволяющие видеть их современными героями, с понятными поступками и мыслями. И это сочетание дает сильный эффект. Мастерски сделаны массовые сцены – и пир у Грязного в первом акте с разудалыми танцующими, и процессия опричников, ритмично ударяющих хлыстами оземь под постепенно затихающую музыку, во втором, и скользящие потусторонние женские фигуры-тени, предвещающие беду, в четвертом. И в этот размах, словно ювелирное шитье, вплетаются характеры, точно передаваемые исполнителями и актерски, и вокально.

Стародубцев «плетет кружева», создавая взаимоотношения персонажей. Жест, взгляд, движение – и абсолютное попадание. Вот в первом акте Любаша поет знаменитую арию перед пирующими гостями Грязного, поет ему, Григорию – а он ее не слушает. Сидит спиной. А когда она подойдет вплотную, и, завершая, обнимет его – нервно дернется и отойдет. И в их последующем дуэте в ней столько тоски, чувств, призыва к близости – а он заснет прямо у нее на глазах. Надоела, чего скрывать. Вот в третьем акте неумолимая черная толпа надвигается на Марфу и Ивана Лыкова, он закрывает ее собой, пытаясь защитить, но чернота скользит между ними, разделяет – и вот уже Марфа одна, побелевшая, неподвижная, словно жизнь мгновенно ушла из нее. Невеста-смерть. А вот в четвертом – Грязной в ужасе смотрит на помешавшуюся Марфу в алом платье, а рядом внезапно появляется точно так же одетая Любаша. Они кружатся вокруг него – олицетворяя путающееся, плывущее сознание Григория, подавленного тем, что он натворил. Грязного уведут, а Марфа обнимет погибшую на ее глазах Любашу. Две фигурки, маленькие и пылающие алым цветом. Страсть. Чистый огонь. Гибель.

051A0305

Обладательница глубокого, волнующего меццо-сопрано Лаура Бустаманте – Любаша и яркий, яростный Вячеслав Васильев – Грязной, здесь олицетворение страсти во всех ее проявлениях. Возвышенность чувств – и слепая ненависть к тому, кто стоит на пути, желание счастья – и безумие «как в омут головой». А наделенная хрустальным, чуть холодноватым сопрано Анастасия Кикоть – Марфа и тенор Роман Крукович – Иван Лыков, в противовес, хрупкие, лиричные, «сказочные». Первые и вторые – два разных мира, которые не должны пересекаться. А от пересечения – оба разрушаются.

Превосходно работают и Алексей Костюк – Бомелий, эдакий Кащей Бессмертный, пугающий и уязвимый, по-настоящему очарованный Любашей, и Евгений Плеханов – Собакин, поначалу уверенный в себе отец семейства, а к финалу потухший, тоскующий, ощущающий что жизнь кончена, и другие солисты. Отдельная радость – хор, виртуозно создающий атмосферу, показывающий смену градуса от радости до невыносимого ужаса. И финальное «О, Господи…» – как вдох, после которого уже не выдохнуть. Мир сомкнулся. Вячеслав Стародубцев вместе с командой создают страшную сказку, красивую, магическую – и головокружительно-нежную, о людях сильных и беззащитных, попадающих в молох под названием «жизнь», откуда возможен только один выход.

(Текст — Алиса Никольская. Фото предоставлены пресс-службой Пасхального фестиваля)

Официальный сайт Приморской сцены Мариинского театра: https://prim.mariinsky.ru/

Официальный сайт Пасхального фестиваля: http://www.easterfestival.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.