Спектакли Андрея Могучего «Гроза» и «Губернатор» на гастролях в Москве

В этом году БДТ имени Георгия Товстоногова празднует свое столетие. Первый подарок от театра в честь юбилея получили москвичи: фестиваль «Золотая Маска» собрал в спецпрограмму «БДТ в Москве» пять спектаклей, максимально показывающих нынешнее репертуарное и стилистическое направление коллектива. Две работы (лауреаты «ЗМ» разных лет) – «Гроза» и «Губернатор» – сами соединяются в некую смысловую дилогию. О небытии, о человеческой душе, о неотвратимости судьбы. Такой ход понятен: худрук БДТ Андрей Могучий (оба спектакля поставил он) любит «истории с продолжением».

Groza_photo_Stas_levshin (2)

(Сцена из спектакля «Гроза)

 

Пресловутое «темное царство», придуманное Александром Островским в его «Грозе», здесь темное в буквальном смысле. Что там темное – черное (художник — Вера Мартынов, художник по костюмам — Светлана Грибанова). Зияющий провал сцены, вспыхивающие молнии. Черные люди-птицы, журчащие на своем языке. Герои тоже в черном. Марфа Игнатьевна Кабанова (Марина Игнатова), высокая, тонкая, в узком кокошнике, напоминает злую мачеху-колдунью из русских народных сказок, а ее дочь Варвара (Варвара Павлова) – чистый чертик с рожками, озорная искусительница, которой все сходит с рук. Текст звучит отбивками – не то рэп, не то частушки (правда, во втором акте доминирует уже «обычное» говорение, что несколько тормозит ритм). А сумасшедшая барыня (Ируте Венгалите) – настоящий демон: темное пальто, белые волосы, трость, бесшумные шаги, свисток для приманивания птиц. В момент выбора Катерины – быть или не быть любви с Борисом – барыня стоит за ее спиной, гладит по голове, буквально материализует мысли.

Именно Борис становится здесь «лучом света» – настолько он нездешний. По замыслу режиссера, его играет не драматический артист, а оперный певец. Соответственно, вся роль решена через вокал. Солист Михайловского театра, баритон Александр Кузнецов необычайно хорош здесь. Его Борис, печальный красавец в модном кожаном плаще – такой герой-любовник из другого мира. Киногерой. Ален Делон, который не пьет одеколон. Именно поэтому романтическая история с пылкой юной Катериной (Виктория Артюхова) обречена – как обречены мечтания всех девушек о кумирах с журнальных обложек. Эффектно сделана сцена первой встречи Катерины и Бориса, когда в диалоге она начинает петь вслед за ним. Словно встраиваясь в его мир. Переходя на его сторону. Но Борис, как все выдуманные герои, растворится в пространстве. А она останется. И не сможет жить. «Тот» мир ее не принял, а «этот» уже вытолкнул. Уходя на смерть, меж тем, Катерина будет петь не оперную арию, а народную мелодию. Девочка из темного царства пытается остаться собой. Но свет погаснет. Ведь любовь – это взгляд с экрана.

Действие «Губернатора», горестной фантасмагории по рассказу Леонида Андреева, происходит уже «по ту сторону». Серо-сизые стены, равнодушный свет – как в морге (художник — Александр Шишкин, художник по костюмам — Сергей Илларионов). Два красноглазых ангела с железными крыльями (Иван Кандинов, Егор Медведев), спустившиеся по лестницам на землю, чтобы маячить рядом. И главный герой – человек-смерть. Послуживший причиной гибели людей, он перешел Рубикон и потерял жизнь еще до физического ухода.

Gubernator_photo_Stas_Levshin (5)

(Сцена из спектакля «Губернатор»)

 

«Губернатор» точен и изобретателен, и визуально и звуково. Постоянно двигающееся, «плывущее» пространство – словно иллюзия, невозможность опоры, заземления. Несущиеся перед глазами, как из окна скоростного поезда, кладбищенские кресты. Сваленные рядком расстрелянные тела. Черно-серые лица – что живых, что погибших. Звуки фортепиано, вскрики, звон битых стекол. Агония и смерть. Смерть везде, она обволакивает, затягивает в водоворот. Мечется, словно пытаясь поймать последний глоток воздуха, губернатор (Дмитрий Воробьев), чеканит слова его сын, резонер с замашками палача Алеша (Андрей Феськов), шаманит всевидящий рабочий Егор (Георгий Штиль). И даже трепетная гимназистка (Александра Магелатова), пожалевшая губернатора – ангел, но ангел смерти. Тем более страшный, чем невиннее ее светлый облик. Нет спасения. Ни для кого. Режиссер не стремится пугать или поучать. Он спокойно, даже отстраненно показывает происходящее. Убил – сам убит будешь. Сделал больно – сам измучаешься. Что подчеркивает «голос за кадром» (Василий Реутов), читающий фрагменты авторского текста. Равнодушные слова падают одно за другим – и оглушают ужасом.

Интерактив в спектакле не предусмотрен – отношения «сцена-зал» выстроены традиционно. На первый взгляд. Единение создается на другом, более мощном уровне. В одном из первых эпизодов, движимые сигналом губернатора, солдаты стреляют в зал. Вспышка – звук выстрела – щелчок перезаряда. Еще раз. Еще. Никто не успевает опомниться. А в финале именно из зала выходит человек – тихий, обычно одетый (его сначала можно принять за зрителя – только если приглядеться, виден револьвер в руке). Человек, пришедший из расстрелянной толпы убьет губернатора. Без эмоций. Мирно. Завершит круг событий. Ангелы вновь наденут свои металлические крылья и уйдут наверх – здесь им больше делать нечего. Миссия выполнена. На этот раз.

(Текст — Алиса Никольская)

(Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Золотая Маска». Автор — Стас Левшин)

Ближайшие показы в Санкт-Петербурге: «Гроза» — 7 февраля и 15 марта, «Губернатор» — 16 февраля и 21 марта.

Официальный сайт БДТ им. Г. А. Товстоногова: https://bdt.spb.ru/

Официальный сайт фестиваля «Золотая Маска»: http://www.goldenmask.ru/

 

 

 

Обсуждение закрыто.