Театральный сериал «Красное колесо» в Новом пространстве Театра Наций

С 11 по 24 декабря в Новом пространстве Театра Наций пройдут показы лаборатории «Красное колесо». Группа режиссеров и драматургов  подготовила пять спектаклей-эскизов на основе романа-эпопеи Александра Солженицына. «Красное колесо» ‑ часть большого проекта Театра Наций «Утопии и трагедии», в котором художники размышляют на тему 100-летия Российской революции. «Красное колесо» стартует в 99-й день рождения Солженицына, являясь и посвящением грядущему столетнему юбилею Нобелевского лауреата.

Талгат Баталов, режиссер, куратор лаборатории: «Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому – как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно – тем более, что в будущем году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил – это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.

Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…

Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» – сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги – из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.

Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения – которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения – вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»

Расписание показов:

11 декабря, 19.30 и 21.30

«Столыпин|Богров» (драматург — Гульнара Гарипова, режиссер — Степан Пектеев, участвуют — Екатерина Романова, Ольга Белинская, хор — Даниил Дробиков, Василий Неверов, Алексей Князев, Сергей Фишер, Александр Галочкин, Егор Ковалев, Максим Мишарин)

Первая серия посвящена одному из самых драматических эпизодов не только романа-эпопеи «Красное колесо», но и всей русской истории начала ХХ века – убийству премьер-министра П.А.Столыпина. Документальное повествование позволяет пристально вглядеться в подробности этой трагедии, в лица убийцы и жертвы, в мотивы этого рокового для судьбы государства преступления.

16 декабря, 19.30, 21.30

«Вагон системы Полонсо» (драматург — Дмитрий Богославский, режиссер — Талгат Баталов, участвуют — Евгений Миронов, Евгения Дмитриева, Людмила Трошина, Владимир Калисанов)

В конце XIX века появился новый тип вагона — вагоны «Полонсо». Его заказала Владикавказская железная дорога, отличавшаяся наиболее «продвинутой» техникой, которая и дала вагону свое имя. Потом такие вагоны выпускались также для Китайско-Восточной и Варшаво-Венской дорог. Также была выпущена ограниченная партия вагонов для членов Императорской семьи… Действие пьесы происходит в вагоне поезда, в котором Владимир Ульянов-Ленин сопровождении Надежды Крупской и тещи Елизаветы Васильевны едет из Галиции в Цюрих. Но выйти из вагона ему так и не удастся ‑ три года скитаний, размышлений и споров показаны в едином, бесконечном движении поезда по Европе…

17 декабря, 19.30, 21.30

«Мертвые» (драматург — Константин Стешик, режиссер — Сергей Чехов, участвуют — Татьяна Владимирова, Максим Стоянов)

Константин Стешик: «Для меня важной стала попытка передать ощущение вязкости смерти, которая как нефтяное болото пожирает людей и животных. Она движется по кругу, заставляя мир существовать в её древнем, шаманическом ритме. В «интервале» между жизнью и окончательным исчезновением из неё у мертвеца нет ничего, кроме попыток вырваться из витков бесконечной спирали умирания – пока он увязает всё глубже и глубже в состояние растерзанности. Ни у человека, ни у лошади нет иного выхода, кроме как в ужасе созерцать тягучий праздник смерти, которая внезапно оказалась сконцентрирована в одном конкретном месте и, может быть, именно она вращает лопасти горящей мельницы, не используя ветер».

23 декабря, 19.30, 21.30

«Ячейка» (драматург — Михаил Башкиров, режиссер — Егор Матвеев, участвуют — Василий Молодцов, Роман Евдокимов, Егор Матвеев, Лилия Гайсина, Джан Бадмаев, Олег Блинов)

Пьеса состоит из нескольких эпизодов или скетчей – это «сериал внутри сериала». Он посвящен большевикам – вернее, одной их «ячеек», разбросанных по пылающему революционным огнем Петербургу. Зритель, будто в калейдоскопе, видит представителей разных слоёв населения, которых в одном месте могла собрать лишь национальная катастрофа. На сцене появляются рабочий Гвоздев, теоретик переворота Розенбом, колдунья Аграфена, эвен Холчохо, великий князь Михаил и другие персонажи. Это разрозненный, растерянный народ, который творил собственную историю, при этом едва ли понимая суть революционных процессов.

24 декабря, 19.30, 21.30

«На «Дне» (драматург — Полина Бородина, режиссер — Артем Терехин, участвуют — Елена Нестерова, Кристина Исайкина, Алексей Калинин)

Эта серия посвящена отречению от престола императора Николая Второго – как известно, это ключевое для истории страны событие произошло в вагоне царского поезда на станции Дно недалеко от Пскова. Но как мы теперь знаем, до подлинного «дна» империи в этот день еще было очень далеко… (вторые кавычки в названии «На «Дне»» важны — все происходит на станции Дно)

Адрес: Москва, Страстной бульвар, д. 12, стр. 2 (метро «Пушкинская», «Чеховская»)

Официальный сайт Нового пространства: http://newspacemoscow.ru/

 

 

 

Обсуждение закрыто.