VI Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа»: впервые полностью онлайн

С 29 мая по 24 июля пройдет VI Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа». Самый крупный в России смотр site-specific-проектов в этом году пройдет полностью в онлайн-формате. Но, несмотря на смену городских локаций на цифровые, «Точка доступа» не изменяет себе: в программе вновь имена режиссеров, работающих в поле эксперимента, а главная цель представленных проектов — изучение языка новой реальности.

Основная программа «Точки доступа» исследует различные формы перформативной коммуникации в сети — от разыгрывания пьесы в zoom’е до опыта примерки чужого цифрового тела. Каждый из спектаклей программы — повод для разговора о времени, прошлом, настоящем и будущем. В этом году программа «Точки доступа» существует еще и в рамках проекта «Новые технологии и инновации в театре», проводимого совместно с эстонскими партнерами при поддержке Еврокомиссии. Серия июльских проектов будет посвящена теме границ — языковых, физических, ментальных — и их преодоления, на примере России и Эстонии.

Алексей Платунов, куратор Основной программы: «Основная программа «Точки доступа» — это наивная теория множеств. Мы чувствуем, что все спектакли находятся в едином поле, но выделение объединяющего признака сужает высказывание. Скорее, все спектакли — это новые языки, которые мы хотим выучить вместе со зрителем. Чтобы вместе говорить о пределах границ, о преодолении физического тела, о том, из каких деталей состоит будущее, о беззащитности перед чужим взглядом, о рождении мысли из пустоты, о запутанных тропах нашей памяти».

chernovic

Откроет программу совместная постановка Рижского русского театра имени Михаила Чехова и фестиваля «Точка доступа» «Черновик» — zoom-премьера Владислава Наставшева, постоянного резидента Нового Рижского театра и Гоголь-центра. Герои пьесы Сергея Уханова живут в вечной самоизоляции и не могут разорвать порочный круг воспоминаний и травм.

«CLOUDME» Марии Пацюк и Николая Мулакова — цифровой ответ перформансу «Ритм О» Марины Абрамович. Зритель управляет компьютером перформера, имея доступ ко всему самому сокровенному, принимая решения, последствия которых будут вполне реальными.

Киберспектакль Семена Александровского «Брак» — zoom-свидание семейной пары из будущего, которая осмысляет прошлое (наше настоящее), а зрители влияют на ход событий.

Об уже наступившем будущем, которым пугал сериал «Черное зеркало» — онлайн-премьера швейцарского театра Vidy-Lausanne «Быть Ариэль Ф. Прямой эфир». Перформер Симон Сенн купил на черном рынке цифровую копию тела реальной британской девушки. Он вживается в виртуальное тело и решает поговорить с «прототипом». Спектакль — о необычной связи двух людей, возникшей из этого странного опыта, о вопросах гендера, морали и права.

Режиссер Элина Куликова обращается к технологиями восемнадцатого века, и в веке двадцать первом возвращает к жизни эпистолярный роман. Её спектакль «Все письма — это письма о любви» — четырехнедельная переписка зрителя с незнакомцем, театральный сериал в письмах.

В прошлое заглядывает «Спектакль в коробочке» — совместная продукция «Точки доступа», V-A-C Fondation и творческой лаборатории «Вокруг да около». Это спектакль-сайт, с картинками и аудиофайлами. Авторы предлагают зрителям пройтись по Венеции и неожиданно обнаружить там отголоски советского готического романа.

Спектакль Тима Этчеллса и Энта Хэмптона «Not to Scale» предназначен для двух зрителей, находящихся в одном помещении, двух смартфонов, двух карандашей и одного листа бумаги. Зрителям и ими нарисованным персонажам предстоят эксперименты, посвященные природе коммуникации, созиданию и разрушению.

Работа знаменитого коллектива Rimini Protokoll «Call Cutta in a Box» адаптирована для российской аудитории спустя 12 лет после премьеры. Новая версия спектакля называется «Call Cutta at Home» — только на «Точке доступа» сотрудник индийского колл-центра выйдет на связь с публикой, чтобы деловой разговор превратился в глубокое личное переживание, напрямую связанное с домом каждого зрителя.

V_korobochke2

Образовательная программа «Точки доступа» — это открытые лекции, доступные бесплатно по всему миру. В прямом эфире уже побывали теоретики и практики искусства: режиссер Мило Рау, итальянский художник Джан-Мария Тозатти, британский режиссер Тассос Стивенс, легендарный американский режиссер и теоретик Ричард Шехнер, австралийский режиссер Катерина Коккинос-Кеннеди и режиссер из Норвегии Мортен Тровик. Записи их выступлений можно посмотреть на сайте «Точки доступа».

Герои Образовательной программы — те, для кого каждый новый проект это риск, исследование, вызов. На любые вопросы ответит Сьюзан Кеннеди — новая звезда немецкоязычной сцены, чьи спектакли всё чаще становятся хэдлайнерами международных фестивалей и обладателями престижных премий. Лекция Тима Этчеллса и Энта Хэмптона откроет игровой потенциал любого, даже самого тривиального набора слов. Недельный мастер-класс для прошедших отбор участников проведет Тассос Стивенс — режиссер, совмещающий в своей работе партиципаторные арт-практики и гейм-дизайн. Этот список лекторов — не финальный, впереди еще больше значимых для мирового современного искусства имен.

Юлия Клейман, куратор Образовательной программы: «Имена лекторов Образовательной программы возникают в ответ на субъективную потребность в общении с отчаянными фантазерами и как объективная необходимость в расширении нашего понимания природы театра. Для спикеров «Точки доступа» театр — это неизменно сложная система взаимодействий, где привычные правила соотношения обыденности и искусства давно нарушены. Как ни парадоксально, именно режим самоизоляции открыл нам границы и позволил вызвать на разговор режиссеров и теоретиков, чье расписание заполнено на год вперед. И мы очень надеемся, что зрители «Точки доступа» не упустят шанс вступить в прямой диалог с теми, для кого — по Кейджу — «нет пустого пространства и незаполненного времени».

Подробное расписание показов, информация о билетах, инструкции для просмотров — на официальном сайте фестиваля:  https://tochkadostupa.spb.ru/

 

(Иллюстрации предоставлены пресс-службой фестиваля «Точка доступа»)

 

 

Обсуждение закрыто.