Возобновление спектакля «Хованщина» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

13 и 14 апреля в московском Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко покажут возобновленный спектакль «Хованщина» (ранее показы планировались на 2 и 3 февраля, но в связи со сложной эпидемиологической ситуацией решено их перенести). Музыкальным руководителем постановки и возобновления стал дирижер Александр Лазарев, режиссер-постановщик и режиссер возобновления – Александр Титель, сценограф – Владимир Арефьев, главный хормейстер – Станислав Лыков.

«Хованщина» по самобытности музыки, по своему сюжету, пожалуй, могла бы стать самой «русской» оперой. Автор, Модест Мусоргский, определил ее жанр как «народная музыкальная драма». «Хованщина» – это череда исторических эскизов, на которых изображены судьбы реальных и вымышленных персонажей. На этих эскизах особое место занимает русский народ. В опере сложно отыскать хотя бы одного положительного героя, но легко разглядеть «злосчастную Русь страдалицу»… Мусоргский приступил к сочинению своего грандиозного коллажа в 1872 году, именно в тот период, когда интерес к отечественной истории был как никогда велик. В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года (он и дал название опере) и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать». Любой исход спора, как и любой ответ на вопрос оказался бы для Руси фатальным.

Автор фото - Олег Черноус (11)

Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Н. А. Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала в редакции Римского-Корсакова). В XX в. появилась еще одна редакция «Хованщины»: Д. Д. Шостакович создал собственную версию, музыкальному решению которой присуще производимое ощущение мрачности, а порой – всепоглощающего экзистенциального ужаса.

МАМТ свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Д. Д.  Шостаковича. А музыку финальной сцены оперы написал современный композитор Владимир Кобекин.

В возобновленном спектакле примут участие солисты оперной труппы, уже участвовавшие в «Хованщине» на сцене театра: бас Дмитрий Ульянов выйдет в партии Ивана Хованского, в партии его сына Андрея Хованского – тенор Николай Ерохин, в партии Марфы – меццо-сопрано Наталья Зимина и Ксения Дудникова. Кроме того, к премьерным показам возобновления «Хованщины» партии готовят: бас Игорь Коростылев (Досифей), тенор Владимир Дмитрук (князь Василий Голицын), тенор Кирилл Матвеев (Андрей Хованский), а также солисты-стажеры труппы.

Адрес: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 17 (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская»)

Официальный сайт: https://stanmus.ru/

(Фото предоставлено пресс-службой театра. Автор — Олег Черноус)

 

 

 

Обсуждение закрыто.