Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

15 июля в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) открывается выставка «Музы Монпарнаса», посвященная женщинам, задававшим тон одной из самых ярких эпох. Экспозицию составят более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства, более 10 художественных фотографий, а также архивные документы и материалы. Многие из них хранятся в частных коллекциях и будут показаны в России впервые. Кураторская группа выставки: Сильви Бюиссон (Париж), Мария Салина, Алексей Петухов, Наталья Кортунова, Ирина Лебель (Париж)

В свободной и раскрепощенной среде района Монпарнас легко и быстро раскрывались таланты художниц и моделей, писательниц и коллекционеров, ярких светских фигур. Эта выставка – рассказ о наиболее важных, знаменитых и незаслуженно забытых действующих лицах художественной сцены Монпарнаса в первые десятилетия ХХ столетия.

В последние десятилетия XIX века Париж был тем редким местом, где женщины, стремящиеся реализовать себя в искусстве, могли получить художественное образование. Пока государственные институции оказывались доступными лишь для мужчин, частные школы-«академии» открывали особые женские классы. Выпускницы этих учебных заведений сыграли важнейшую роль в укреплении славы Монпарнаса как центра современного искусства. Среди учениц монпарнасских академий в 1900–1910-х годах оказались и будущие создательницы русского авангарда. Произведения Александры Экстер, Любови Поповой, Марии Васильевой и уникальный альбом ученических рисунков Надежды Удальцовой открывают экспозицию.

На Монпарнасе располагались как школы, обучавшие живописи, так и частные академии – Филиппо Коларосси и Де ла Гранд-Шомьер, где девушкам преподавали основы скульптурного мастерства. В этих двух учебных заведениях занимались в свое время такие известные мастера, как Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина и другие. Их работы, как и произведения других скульпторов Монпарнаса, будут экспонированы в отдельном зале выставки, напоминающем скульптурную мастерскую.

«Сестры по кисти» подавали своим коллегам-мужчинам пример сплоченности. Фраза «женское искусство» означала не только творческие возможности, но и взаимовыручку. С 1900-х по 1930-е наиболее заметны на парижских Салонах были художницы Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен, Тамара Лемпицкая, чьи работы станут своеобразным ядром всего проекта.

Музы_Монпарнаса

Следующий зал перенесет гостей выставки в атмосферу знаменитой мастерской на улице дю Мэн, 21, принадлежавшей Марии Васильевой. Это место было знакомо любому на Монпарнасе, а его хозяйка словно умудрялась быть во всех местах одновременно. На празднествах ее ждали как танцора, душу компании и даже гадалку, эксцентричную и непредсказуемую. На художественных выставках высоко ценили яркую и резковатую манеру ее картин и коллажей.

В 1924 году в Париже открывает свое «Симультанное ателье» Соня Делоне. Наряду с живописью и графикой, художница рано обратилась к дизайну и моде. В созданных ею тканях, предметах одежды и интерьера эстетика авангарда сочеталась с яркой декоративностью мотива. Это увлечение стало делом жизни и источником дохода. В «Симультанном ателье» стремились одеваться аристократки и представительницы интеллектуальной элиты, актрисы и кинозвезды.

Сердцем художественного Монпарнаса было пересечение одноименного бульвара и бульвара Распай – перекресток Вавен. С первых лет ХХ столетия здесь появились артистические кафе, среди которых особенно прославилась «Ротонда», где можно было проводить часы, заплатив лишь за чашку кофе, а стены были покрыты работами художников, часто принятыми в оплату вместо денег. Здесь заключались пари и делались карьеры, возникали романы, восходили и угасали звезды. «Ротонда» стала центром нового «вавилонского столпотворения» на Монпарнасе. Многие ее посетители, такие как Жанна Эбютерн, Кики с Монпарнаса или Юки, превратились в «живые легенды».

Когда в конце 1920-х в мире разразился экономический кризис и стали набирать силу тоталитарные режимы, беспечный праздник на Монпарнасе закончился. Тревожную и настороженную атмосферу времени наиболее чутко смогли уловить сюрреалисты. Последняя часть выставки, «Покидая Монпарнас», рассказывает об участницах этого движения — Клод Каон, Леоноре Фини, Доре Маар.

Выставка работает до 3 октября.

 

Адрес Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков: Москва, ул. Волхонка, д. 14 (метро «Кропоткинская»)

Официальный сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина: https://www.pushkinmuseum.art

 

(Иллюстрация: Жаклин Марваль. 1866–1932. Кокетки. 1903. Предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж)

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.