Выставка «Яростная красота: время и жизнь Стэнли Грина» в Мультимедиа Арт Музее

31 января в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) в рамках XI московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2019» открывается выставка Стэнли Грина — одного из самых ярких и известных документалистов современности, многократного лауреата премии World Press Photo, премии Юджина Смита за гуманизм в фотографии, почти тридцать лет освещавшего важнейшие мировые конфликты, кризисы и культурные явления. На выставке в МАММ представлены две ранние серии (1975–1990) — о становлении панк-движения в Сан-Франциско и фотографии моды парижского периода конца 1980-х. Соорганизатор выставки — агентство NOOR. Куратор — Анна Шпакова.

Стэнли Грин (1949–2017) родился в Нью-Йорке в семье театрального режиссера и актрисы. Его отец был ключевой фигурой движения Гарлемский ренессанс, созданного группой писателей, художников, музыкантов и актеров, которые продвигали черную культуру в эпоху нью-йоркского джаза.

Грин увлекся фотографией в 11 лет, когда ему подарили первую камеру. В 1971 году он встретил Юджина Смита. Знакомство с легендарным фотографом изменило жизнь Грина — Смит предоставил ему место в своей студии и посоветовал поступить в нью-йоркскую Школу визуальных искусств, чтобы овладеть техническими основами фотографии.
В середине 1970-х, будучи членом «Черных пантер» и студентом Института искусств Сан-Франциско, Грин оказался в эпицентре формирования новых культурных явлений — вместе с ним учились прогрессивные художники, музыканты и активисты. Именно тогда он открыл для себя в полной мере визуальный язык фотографии. В его объектив попали важнейшие моменты истории современной музыки — зарождение новой волны и панк-движения. «Меня окружали рок-группы — панки и художники. Фактически, они были моими соседями по комнате, поэтому иногда я их снимал. Внезапно все захотели фотографии. Мне звонили и говорили: „Стэнли, я знаю, что у тебя есть снимки, журнал хочет написать о нас…“ А по ночам я путешествовал по клубам, проникая в сердце музыкального андеграунда, снимая панк-культуру на Лейку. Неслыханно! Богохульство!», — вспоминал фотограф.

Ранние снимки уже демонстрируют стиль и подход, которые станут авторским почерком Стэнли Грина. Предельная вовлеченность автора в ситуацию съемки делает эти снимки не просто документом, но и отражением четко артикулированной позиции художника. «[Музыканты] позволяли мне снимать их со своими подругами, во время сна, стычек, секса… Это было лучшее, самое бурное и, вместе с тем, самое спокойное время в моей жизни. Каким бы безумным оно ни было, все было просто, потому что сохранялось равновесие», — рассказывал Грин.

В 1986 году, после десяти лет съемок арт-сцены Сан-Франциско, Стэнли Грин переехал в Париж, город «вечного праздника», где присоединился к группе фотографов, называющих себя «поэтами фотографии». Фотограф создал свой образ ночной жизни Парижа, наполненный реминисценциями Брассая и Эда ван дер Элскена. «Я жил на хлебе, вине и сыре и фотографировал все, что двигалось«,— писал сам Грин об этом периоде. Парижские снимки фотографа рассказывают о потоке переживаемых им событий и передают эмоциональное ощущение атмосферы происходящего зрителю.

Под влиянием фильмов Брайана де Пальмы, Фрэнсиса Форда Копполы, Дэвида Линча и «Фотоувеличения» Антониони Стэнли Грин увлекся идеей стать фотографом моды и в конце 1980-х начал сотрудничать с глянцевыми журналами. Это сотрудничество было крайне плодотворным, но очень кратким. В 1989 году Стэнли Грин едет в Берлин и становится свидетелем падения Берлинской стены. Это событие стало очередным поворотным пунктом его карьеры. Его фотография «Kisses to All», на которой запечатлена девушка в балетной пачке, стоящая на стене и открывающая бутылку шампанского, обошла страницы ведущих журналов и моментально прославила автора. «Я стоял в толпе людей, кричащих, что они хотят быть частью свободного мира, и обнаружил, что фотокамера — это мощный инструмент». С этого момента Стэнли Грин посвящает себя фотодокументалистике. В 1991 году он стал членом легендарного парижского фотоагентства «Vu». Начиная с 1993 года работал для изданий «Liberation», «Paris Match», «Time», «The New York Times Magazine», «Newsweek», «Le Nouvel Observateur» и других. В октябре 1993 года Грин оказался единственным иностранным журналистом, работавшим в Белом доме в Москве во время путча. Две его работы из этой серии получили престижные международные награды World Press Photo.
В начале 1990-х Стэнли по заданию французского издания «Globe Hebdo» работал в Судане, где тогда бушевали война и голод. В 1994-м во время эпидемии холеры в Руанде и Заире Грин снимал работу гуманитарной организации «Врачи без границ», оказывавшей помощь местным жителям. Грин освещал вооруженные конфликты и их последствия в Ираке, Судане, Дарфуре, Афганистане, Кашмире, Ливане и Чечне, где он работал с 1994 по 2003 год. Результатом почти тридцатилетней работы фотожурналиста стали книги: «В горах, где живут орлы» (Actes Sud, 1995), «Открытая рана» (Trolley, 2003), «Линии мелом: Кавказ» (Edition Intervalles, 2007), «Черный паспорт» (Schilt, 2010), «Западный фронт» (Andre Frere Edition, 2013).

Выставка работает до 17 февраля.

Адрес: Москва, ул. Остоженка, д. 16 (метро «Кропоткинская»)

Официальный сайт: http://mamm-mdf.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.