Выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы» в Музее прикладного искусства

16 ноября во Всероссийском Музее прикладного искусства открывается выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы», посвященная истории одного из крупнейших народных художественных промыслов Карелии. В экспозиции представлено более ста предметов конца XIX – XX вв. из собраний музеев и архивов России, часть которых будут продемонстрированы впервые.
Заонежская вышивка занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве Русского Севера. С момента основания артели в 1929 году в деревне Хашезеро и до сегодняшнего дня на фабрике в Медвежьегорске (с 2003 года — ООО «Карельские узоры») создаются изделия, сохраняющие традиционные мотивы вышивок и техники «тамбур», «строчка по сетке», «мережка».

Выставку открывает раздел, где продемонстрировано мастерство заонежских вышивальщиц на рубеже XIX—XX веков. Первым руководителем артели в 1929 году стала талантливая мастерица, заонежанка Парасковья Григорьевна Назарова (1885—1965), возглавлявшая артель в течение семнадцати лет (1929—1946). На выставке представлены полотенце «Цветы» и подзор 1920-х годов, выполненные П. Г. Назаровой. Ценными экспонатами являются полотенца М. И. Никоновой и Е. Д. Куваниной из коллекции музея-заповедника «Кижи», собранные во время экспедиций 1970-х годов; фотографии вышивальщиц из собрания Национального музея Республика Карелия, сделанные фотографом Яковом Роскиным в поездке по Заонежью в 1938 году.

01. Тараскина Н.С. Подзор XIX в. - нач. XX в._КП-226-8 Т-3.
В 1930—1940-е годы в заонежской вышивке активно используются агитационные мотивы и тематика карело-финского эпоса «Калевала». Значительным вкладом в прикладное искусство Карелии стали созданные по эскизам художника В. М. Агапова тематические панно «Пастушок Куллерво», «Вяйнемейнен играет на кантеле» и другие.
Послевоенный период был одним из самых сложных для предприятия, разоренного войной. Документы в экспозиции рассказывают о том, как тяжело было женщинам совмещать работу и семейную жизнь. Вместе с тем создаются торжественные произведения. В 1948 году была создана «Юбилейная скатерть», украшенная гербом республики, цифрами «1923—1948», звездами, а на углах — инструментом кантеле.
Значительные перемены в ассортименте предприятия произошли в 1960—1980-е годы, когда «Заонежская вышивка» перешла на машинное производство и стала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Ярким примером совместной работы художников и технологов являются экспериментальные «зашивки», комплекты домашнего текстиля.
В 1990-е годы на основе изучения музейных коллекций Москвы и Петрозаводска художник фабрики Т. Н. Могутина создает эскизы для панно «Птица Сирин», панно «Юбилейное», отличающиеся сложностью композиции, сочетанием машинной вышивки с ручными декоративными швами.

Выставка работает до 15 декабря.

 

Адрес: Москва, ул. Делегатская, д. 3 (метро «Цветной бульвар», «Маяковская», «Новослободская»)

Официальный сайт: https://damuseum.ru/

(Фото предоставлено пресс-службой музея)

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.