XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»

С 4 по 21 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» . Созданный в 2009 году — в год столетия «Русских сезонов» Сергея Дягилева, фестиваль за восемь лет стал одним из крупнейших культурных событий в России. Миссия фестиваля — способствовать творческому и культурному обмену между Россией и миром, представлять наиболее знаковые и новаторские произведения и явления в различных жанрах искусства, открывать новые таланты.

На открытии (4 ноября, ТЮЗ им. А. А. Брянцева) будет показана программа L.A.D., включающая четыре хореографических опуса на музыку Леонида Десятникова в исполнении солистов театра «Урал Опера Балет»: «Три тихие пьесы» (хор. Максим Петров), «Безупречная ошибка» (хор. Максим  Севагин), «Праздник уходящих» (хор. Андрей Кайдановский), «Дар» (хор. Вячеслав Самодуров). L.A.D. — посвящение выдающемуся современному композитору, чью музыку  часто относят к постмодернизму и «новой простоте». Музыкальный руководитель постановки — Алексей Гориболь, пианист и продюсер, постоянный  исполнитель музыки Десятникова.

8 ноября на сцене Театра Музыкальной комедии фестиваль представит балетную программу Postscript. Это вечер современной хореографии, включающий работы таких балетных мэтров как Уэйн МакГрегор, Сиди Ларби Шеркауи, Алексей Ратманский, Пол  Лайтфут и Соль Леон. Открывает программу «МакГрегор+Мюглер» — коллаборация двух визионеров от искусства из мира  танца и высокой моды. Знаменитый хореограф Уэйн Макгрегор и легендарный кутюрье Манфред  Тьерри Мюглер создали дуэт специально для примы Большого театра Ольги Смирновой (ее партнером  станет премьер Большого театра Денис Савин). Наделив танцоров рептилоидной  кожей, гривами-ирокезами, лицами-масками и облачив их в зеркально сияющие латы, Мюглер  обращается к одной из своих любимых тем – блистательному образу амазонки с роскошной фигурой,  способной с одинаковой легкостью соблазнить мужчину и взорвать галактику. Саундтрек к балету — современная электронная музыка, созданная американским композитором Холли  Херндон с использованием искусственного интеллекта, а также неоклассическая фортепианная  электроника немецкого композитора Нильса Фрама.

«Фавн» — балет, созданный хореографом Сиди Ларби Шеркауи к столетию «Русских сезонов» и  являющийся своеобразным ремейком знаменитого балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный  отдых фавна» на одноименное сочинение Клода Дебюсси. Версия Нижинского основывалась на  изображениях на греческих вазах, его хореография была откровенно двухмерной, классической по  стилю, но в то же время она оказалась довольно смелой для своего времени – не в последнюю очередь  благодаря подспудному сексуально-эротическому контексту наивных игр двух мифологически прототипичных персонажей на сцене. Шеркауи в своей интерпретации отталкивается от предпосылки,  что по своей сути Фавн – наполовину животное и наполовину человек, поэтому и движения его Фавна – еще более «дикие» и интуитивно-беззаботные. Взаимодействие фавна и нимфы на сцене – абсолютно  невинно внешне, но внутри наполнено сексуальным напряжением хореографии Нижинского, и, хотя в  своей игривости они подобны детям, в то же время они, словно древние духи, наполнены  архетипической архаичностью.

Чтобы приблизить музыку к современности, отдалив ее от культурного контекста времен Дебюсси,  Шеркауи попросил композитора Нитина Сони «разорвать» композицию Дебюсси вставкой на другом музыкальном языке, практически незаметно для слушателя переходя от одного стиля к другому и из  века – в век. Автор костюмов Хусейн Чалаян в облачении этих двух сказочных существ сумел соединить  природную органичность и естественность с чем-то искусственно-синтетическим и ненатуральным. Они  становятся такими же вечными архетипами, как и создания настоящего.

«Воспоминание о дорогом месте» — балет для двух танцовщиков и двух балерин, поставленный  Алексеем Ратманским в 2012 году на одноименный опус Петра Чайковского в оркестровке Александра  Глазунова. Исполнители номера — звезды Большого театра Екатерина Крысанова, Якопо Тисси, Ольга  Смирнова и Артемий Беляков.

Завершит программу балет «Постскрипт» хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон на знаменитую  музыку Филипа Гласса. Это одно из наиболее сложных произведений, созданных авторами – как по  хореографии, так и по эмоциональному наполнению.

Фестиваль продолжает серию партнерских выставок совместно с Музеем театрального и музыкального  искусства. 9 ноября в Шереметевском дворце показом перформанса «ПРОТОФауст» Инженерного театра АХЕ откроется выставка «Пять искушений Иоганна Фауста». Актуальность вечного фаустовского сюжета сегодня, когда вопросы морали и этики становятся  главенствующими и в искусстве, и в науке, — бесспорна. Неоднозначность фигуры доктора Фауста,  гениальность и глубина музыкальных произведений, созданных на основе литературных сочинений И.  Шписа, И. В. Гете, Т. Манна — все это послужило катализатором к воплощению идеи выставочного  проекта.

Выставка познакомит посетителей с воплощениями фаустовской темы в искусстве и радикально  противоположными трактовками этого сложного сюжета. Возможно самой сложной, но в то же время и  самой увлекательной задачей выставки будет демонстрация того, как в своей музыке композиторы  претворяли легендарные образы Фауста, Мефистофеля, Маргариты.

На экспозиции, наряду с экспонатами Музея театрального и музыкального искусства, будут  представлены предметы из собрания Московского института музыки им. А.Г. Шнитке, Белгородского  художественного музея, Музея-заповедника «Павловск», Государственного Эрмитажа,  Государственного Русского музея, Музея истории религии, Музея Академии художеств и частных  коллекций.

Предполагается экспонировать костюмы из перформанса Андрея Бартенева «Фауст» (1998), рисунки  Максима Исаева, выполненные им во время постановки одной из редакций спектакля «Фауст» в  Инженерном театре АХЕ, а также видеозапись спектакля «Faust. Labor» (2019) и другие арт-объекты.

В течение пяти дней после открытия выставки в Оружейном зале Шереметевского дворца будет идти  спектакль «ПРОТОФауст». В парадные интерьеры дворца будет интегрировано алхимическое действо  Инженерного театра АХЕ.

Один из залов выставки будет отведен под инсталляцию «Путешествие  доктора Фауста в ад и обратно» и серию эскизов Максима Исаева к комиксу «Собственноручное  посмертное сочинение доктора Иоганна Фауста». Кроме того, в различных локациях пространства  главного корпуса Шереметевского дворца разместятся объекты Николая Хамова.

_CAR0688

В рамках IX Санкт-Петербургского международного культурного форума фестиваль представит  премьеру нового спектакля Анжелена Прельжокажа – «Лебединое озеро». Спектакль будет показан на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» дважды – 11 и 12 ноября. Важно, что именно Санкт-Петербург становится первым городом, представляющим России новое  творение французского хореографа за пределами Франции.

Анжелен Прельжокаж – самая яркая звезда в плеяде хореографов, появившихся во Франции в конце XX  века, признанный современный классик. Труппа Прельжокажа существует более 30 лет, а его балеты входят в репертуар ведущих балетных трупп  мира: Ла Скала, Нью-Йорк Сити Балета, балета Парижской оперы, Мариинского и Большого театров. Спустя годы после создания балетов «Ромео и Джульетта» и «Белоснежка» (российская премьера  состоялась на Фестивале «Дягилев. P.S.» в 2011 году) Анжелен Прельжокаж вновь обращается к крупной  форме сюжетного балета.

Хореограф сохраняет оригинальную фабулу истории о красавице, превращённой в лебедя, однако  вносит в сюжет ряд изменений – например, существенно расширяет роль родителей Зигфрида, отца тирана, злоупотребляющего своей властью, и матери, которая в этой трактовке предстаёт практически  прустовской героиней. Куда более многогранным и неоднозначным станет и образ Ротбарта – не только  всесильного колдуна, но и хитроумного, предприимчивого дельца, словно пришедшего в сказочный  мир «Лебединого озера» прямиком из нашего века.

Классическую музыку Чайковского Прельжокаж в свойственной ему манере сочетает с современными  ритмами, а также с другими произведениями великого композитора – скрипичными концертами,  симфониями, увертюрами. А вот хореография, конечно же, будет полностью оригинальной: по словам  самого Прельжокажа, «лучший способ отдать дань уважения Мариусу Петипа – это, опираясь на его  великое наследие, заново изобрести некоторые вещи».

Костюмы к балету «Лебединое озеро» созданы русским модельером Игорем Чапуриным.

16 ноября на сцене Александринского театра программу фестиваля продолжит российская премьера уникальной программы «ДИАЛОГИ». Это вечер звездных дуэтов, поставленных лучшими современными  хореографами мира: Матсом Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином, Шерон Эяль, Сашей Вальц и  Кристал Пайт. Исполняют программу ведущие солисты трупп хореографов и приглашенные танцовщики  Королевского балета Швеции и Национального балета Норвегии. Продюсер программы – Productions Internationales Albert Sarfati.

Программа вечера состоит из шести хореографических опусов: «Джульетта и Ромео» (хореограф Матс  Эк, исполняют Энтони Ломульо и Марико Кида, Королевский балет Швеции), «14’20”» (хореограф Иржи  Килиан, исполняют солисты Национального балета Норвегии), «Б/олеро» (хореограф Охад Нахарин,  исполняют солисты компании «Батшева»), «Impromptu n°3» (хореограф Саша Вальц, исполняют солисты  труппы Саши Вальц), «OCD Love L-E-V» (хореограф Шэрон Эяль) и новая постановка хореографа Кристал  Пайт в исполнении солистов Компании «Kidd Pivot».

Фестиваль «Дягилев. P.S.» дает возможность гостям фестиваля увидеть эту программу первыми в мире,  до ее премьеры в Париже в декабре 2021 года.

21 ноября в Шереметевском дворце — показ музыкального спектакля «Дягилев. Последние дни». Сцены из жизни Сергея Дягилева и Миси Серт (премьера состоялась в 2020 году). Вокруг разговоров  Дягилева и Серт, их общих шуток, ссор и воспоминаний режиссёр Роман Габриа выстроил свой  спектакль. Роль Сергея Дягилева исполняет Михаил  Николаев, артист Театра на Васильевском и лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга  «Золотой софит», а в образе Миси Серт предстанет знаменитая пианистка Полина Осетинская. Бах, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Григ, Шопен – репертуар Миси Серт прозвучит в ее  исполнении.

Также в рамках фестиваля с 3 ноября по 5 декабря пройдет выставка живописных работ Владимира Васильева – легендарного  премьера Большого театра, известного, помимо прочего, своим художественным и поэтическим  творчеством. В экспозицию войдут самые разные картины – портреты, пейзажи, натюрморты и  интерьеры, – созданные Владимиром Викторовичем в последние полгода, в условиях пандемии и  изоляции. Откроется выставка концертом фортепианной музыки в исполнении Юлии Стадлер.

Иноформация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: www.diaghilev-ps.ru

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Лебединое озеро». Автор фото — Jean-Claude Carbonne (c))

Обсуждение закрыто.