XXII Международный фестиваль NET «Новый Европейский Театр»

С 9 ноября по 19 декабря в Москве пройдет XXII Международный театральный фестиваль NET («Новый Европейский Театр»). По традиции, в программе — спектакли главных трендсеттеров современного театра: Метте Ингвартсен, Сюзанны Кеннеди, Бориса Никитина, Филиппа Кена и одно из самых ярких событий последнего времени – перформанс SUN & SEA, обладатель высшей награды Венецианской биеннале 2019 года. География NET-2021 несмотря на пандемические сложности по-прежнему обширна, она охватывает Австрию, Бельгию, Германию, Данию, Литву, Францию и Швейцарию. NET и внимательно следит за творчеством тех режиссеров, с которыми познакомил российскую публику в прошлые годы, и открывает для нее новые имена. Генеральный партнер фестиваля — Фонд Михаила Прохорова.

Стартует фестиваль 9 и 10 ноября во Дворце на Яузе спектаклем Сюзанны Кеннеди «Три сестры». Герои пьесы Чехова помещены тут в ни на что не похожий мир, в котором переосмыслены категории времени и пространства и даже сама человеческая личность. Кеннеди активно использует в своих спектаклях цифровые технологии и оперирует разными культурными кодами.  Актеры в ее работах лишены лиц и голосов, они носят маски и кажутся двойниками друг друга.

DREI SCHWESTERNVON SUSANNE KENNEDY, NACH ANTON TSCHECHOW

(Сцена из спектакля «Три сестры». Автор фото — Judith Buss)

10 ноября в рамках фестиваля состоится первый концерт проекта Horror Vacui, посвященного исследованию природы творчества. На площадке клуба Mutabor выступят берлинский ансамбль zeitkratzer и видеохудожник Lillevan. В программе – российские и мировые премьеры аудиовизуальных композиций, созданные на основе музыки Райнхольда Фридла (Германия) и музыки наших соотечественников Дмитрия Курляндского и Армана Гущяна.

С 13 ноября по 19 декабря в Электротеатре Станиславский пройдет выставка-презентация проекта «Катабасис. Бесы» — совместной постановки Котбусского государственного театра и Электротеатра по мотивам «Бесов» Достоевского и серии графических работ Бориса Юхананова. Помимо графической серии на выставке будут представлены фотографии и видеофрагменты спектакля. Кроме того, 13 ноября состоится диджитал-релиз диска Дмитрия Курляндского с музыкальной композицией, написанной для спектакля (запись выходит на лейбле Kotä).

С 19 по 21 ноября на Другой сцене театра «Современник» появится искусственный пляж, где 24 перформера, лежа на песке, исполняют песни, посвященные последствиям изменения климата, проблемам общества потребления и вечной нехватке времени. Зрители располагаются над сценой на галереях и смотрят на происходящее, словно заглядывая в колодец. SUN & SEA — это уникальное сочетание жанров оперы и перформанса, его оригинальная музыкальная партитура написана для вокального ансамбля, поющего a cappella. В Венеции у павильона, где расположился проект, выстраивались длинные ежедневные очереди, а газета The Guardian включила его в число лучших культурных событий года.

Лючия Пьетроюсти, куратор проекта Sun & Sea: «Представьте: палящее солнце, защитный крем, разноцветные плавки, разгоряченные тела. Отдыхающие лениво раскинулись на квадратах полотенец. Представьте детский визг, смех, звук фургона с мороженым вдалеке. Музыкальный ритм волн, успокаивающий шум прибоя. Шелест пластиковых пакетов, кружащихся в воздухе, а затем бесшумно опускающихся и плывущих по морской глади. Грохот вулкана, или самолета, или катера. Затем представьте хор, исполняющий и популярные радостные песни, и песни, полные тревоги и тоски, и простые песенки почти ни о чем. И среди всех этих звуков — медленный скрип истощенной Земли, вздох».

Премьера «Театра Взаимных Действий» — независимого объединения художников Шифры Каждан, Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной и продюсера Александры Мун, создающего новаторские спектакли и выставки в междисциплинарном поле, пройдет с 25 по 28 ноября в Музее-мастерской Дмитрия Налбандяна. В выставке-спектакле «Холодная война» авторы обнаруживают черты сходства одноименного исторического периода с современностью и исследуют феномен «прошлого в настоящем».

Другая российская премьера состоится в Центре имени Вс. Мейерхольда 26 и 27 ноября: спектакль «Утечка» режиссера Александра Вартанова по пьесе драматурга Юлии Савиковской рассказывает о будущем после взрыва.

Мария Огнева, арт-директор фестиваля «Любимовка»: «Пьеса состоит из двенадцати лаконичных диалогов разных людей, существующих в апокалиптическом мире будущего, в котором произошла некая утечка. На наших глазах сознание и язык этих людей деградируют и раселовечиваются, — впрочем, самим героям это не мешает жить, ссориться, мириться и пытаться вспомнить, что же случилось с ними и миром».

Работы режиссера-документалиста Бориса Никитина уже знакомы российской публике. В программе фестиваля NET этого года один из самых личных его спектаклей «Эссе об умирании». Это история откровенного разговора режиссера с умирающим отцом, история об уязвимости каждого из нас. Спектакль можно увидеть в двух форматах. 1 декабря на сайте фестиваля появится цифровая адаптация проекта, которая будет доступна в течение одного дня. 3 и 4 декабря Борис Никитин исполнит спектакль офлайн на Малой сцене Театра Наций.

филипп кен_farm fatalle_фото МАРТИН АРГИРОГЛО_3

(Сцена из спектакля «Farm Fatale». Автор фото — Мартин Аргирогло)

В рамках NET-2021 впервые в России будет показана работа датского хореографа Метте Ингвартсен. С 2002 года она работает в Брюсселе, переворачивая в своих перформансах и живых инсталляциях привычную иерархию между телом перформера и неодушевленными объектами. «21» — очередная часть большой серии ее спектаклей, в которых Ингвартсен исследует, как влияет человеческое либидо на структуру общественных институций. Гастроли спектакля пройдут 10, 11 и 12 декабря в Центре имени Вс. Мейерхольда.

15 декабря на площадке театра Et Cetera состоится спектакль «Farm Fatale» Филиппа Кена. Постановки Кена часто воспроизводят на сцене замкнутые экосистемы — своеобразные виварии, где подробно и беспристрастно показаны повадки человека в экстремальных обстоятельствах. Вот и место действия «Farm Fatale» – мир после катастрофы, только живописный пейзаж, к которому привыкли зрители Кена, уступил тут место абстрактному белому боксу и нескольким аскетичным предметам, условно напоминающим ферму. Пятеро похожих на пугала персонажей переживают на этой ферме гибель всего сущего. Известный французский режиссер уже больше 15 лет проблематизирует на сцене экологический активизм, а его постапокалиптический «Farm fatale» иногда называют аналогом корабля «Гринпис» в театре.

В этом году фестиваль будет работать в режиме COVID Free. Для входа на все события понадобятся билеты, паспорт и QR-код.

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: netfest.ru

(Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля)

Обсуждение закрыто.