Дерек Хан, Тао Линь и МГАСО п/у Павла Когана в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского

16 ноября в Большом зале Московской консерватории МГАСО п/у Павла Когана представит третью программу серии «Классика для всех». Концерты этого цикла включают сочинения признанных композиторов-симфонистов, ставшие «визитной карточкой» их неповторимого стиля.

Новая программа представит работы великих мастеров второй половины XIX века – скандинавских композиторов Эдварда Грига, Яна Сибелиуса и русских – Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова. Дирижером выступит Тао Линь, необычайно талантливый музыкант, профессор Центральной консерватории музыки в Пекине, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса в Кемерово. 

Тао_Линь

Первое отделение откроет симфоническая поэма Яна Сибелиуса «Финляндия». Судьба ее неразрывно связана с историческими событиями, ознаменовавшими конец XIX века в истории Финляндии. В финале столетия Сибелиус создает цикл, состоящий из увертюры и шести музыкальных картин, иллюстрирующих историю и мифологию финнов. Последняя картина, «Пробуждение Финляндии», была впоследствии переработана автором в самостоятельную симфоническую поэму. В музыке в сдержанных, даже суровых красках изображена картина духовной жизни, чаяний и надежд финского народа. Шедевр Сибелиуса немногословен, но оставляет потрясающее впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует не только монументальный состав оркестра, но и самобытный характер музыкальных тем, которые можно подчас принять за подлинно фольклорные.

Творческий путь первого норвежского композитора, добившегося громкого успеха в Европе – Эдварда Грига – также проходил в обстановке необычайного подъема национального самосознания в Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, искусству и фольклору. Именно бытовой мелос стал для Грига неиссякаемым источником вдохновения, пронизывающим все его творчество.

Неповторимый норвежский колорит отличает Концерт для фортепиано с оркестром Грига. Три его части имеют стройную романтическую драматургию: страстный порыв чувств и светлая лирика в первой части, глубокая внутренняя сосредоточенность во второй и блестящая народно-жанровая картина в третьей. Всё произведение связано единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала, в которой на первый план выступает характер могучей Норвегии, воплощенной в истинно народных темах.

Сольную партию исполнит один из ведущих американских пианистов современности – Дерек Хан, оригинальный исполнительский стиль которого отмечен особой одухотворённостью, необычайной технической беглостью и кристальной ясностью воплощения замысла композитора.

Дерек_Хан

Восхищаясь талантом Грига – своего близкого единомышленника, Петр Ильич Чайковский в 1888 посвятил ему увертюру-фантазию «Гамлет», написанную под впечатлением от одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Очевидно, образ Гамлета был близок Чайковскому своим душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, стремлением отрешиться от действительности и уйти мир мечты. Замысел написать сочинение на тему «Гамлета» Чайковский вынашивал более десяти лет, примериваясь с разных сторон к «чертовски трудному» для музыкального воплощения сюжету и портрету принца Датского. В итоге, идея создать скромную пьесу для малого состава оркестра в драматическом театре переросла в развернутую самостоятельную программную фантазию для большого симфонического оркестра.

Увертюра Чайковского с ее поистине театральной глубиной воплощения драматического замысла, изобретательной оркестровкой и красотой проникновенных песенных мелодий стоит в одном ряду с лучшими творениями мастера. Роднит с ними и тень неумолимой зловещей судьбы, выражением которой в произведении становится властная тема призрака отца Гамлета, – она «открывает» увертюру, грозно появляется в кульминационный момент драмы и затем истаивает с последними аккордами в финале.

Завершением необычайно насыщенного вечера станет концертная сюита из балета «Раймонда» Александра Глазунова – одного из величайших композиторов, жившего на сломе двух противоречивых эпох – XIX и XX столетий. Обратившись к балетной музыке уже в зрелом возрасте, он использовал в ней свой опыт мастера яркого и красочного оркестрового письма. Глазунов обладал уникальной способностью претворять в стандартных танцевальных формах живые, одухотворенные музыкальные образы.

Так и в балете «Раймонда» сосуществуют два мира: полный благородства и рыцарского достоинства мир идеализированного Средневековья, в котором обитает главная героиня Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый сарацинским царем Абдерахманом и его свитой.

Эти противоположные образные сферы нашли свое отражение в музыкальной драматургии сюиты, составленной из нескольких эпизодов оригинального балета. Красота оркестровой ткани, эффектная изобразительность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с драматическим противопоставлением контрастных полюсов – возвышенного «европейского» и притягательного в своем блеске «восточного».

Адрес БЗК: Москва, Большая Никитская ул., д. 13/6 (метро «Охотный ряд», «Арбатская», «Библиотека имени Ленина»)

Официальный сайт МГАСО: http://www.msso-kogan.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.