Готическая сказка как зеркало современного мира

Премьера мюзикла «Бал вампиров» состоялась в Театре музыкальной комедии Санкт-Петербурга почти два года назад. Сейчас спектакль номинирован на «Золотую Маску», самую крупную российскую театральную премию, и это отличный повод о нем поговорить. Не дожидаясь объявления итогов и в какой-то степени вне зависимости от них. Поскольку за время своего существования российский «Бал вампиров» стал настоящим культурным явлением, имеющим огромное количество поклонников, как в зрительской, так и в профессиональной среде. И заслуга в этом как изначальных компонентов – великолепной музыки Джима Стейнмана, роскошных декораций и костюмов, красивой хореографии, увлекательного сюжета, где соединены драматизм и черный юмор, – так и всех участников российской версии: артистов, дирижера, оркестра. Билеты на спектакль расходятся очень быстро, на него приезжают из разных городов. Неудивительно, что на волне такого успеха руководство театра приняло решение продлить прокат еще на год.

Скептические рассуждения о том, что, мол, жанр мюзикла приживается в России с трудом, приходится слышать регулярно. К счастью, это уже давно не так, индустрия развивается более чем успешно. И «Бал вампиров», ставший едва ли не самым значительным достижением отечественного мюзиклового процесса – серьезное тому подтверждение. По спектаклю можно судить, на каком высоком уровне – и техническом, и творческом – могут производиться в России мюзиклы. И насколько велика потребность именно в такого рода зрелище.

Разумеется, «Бал вампиров» принимают не все. И дело не только в неприятии готической темы. Случается, что спектакль называют франшизой, придавая этому слову пренебрежительный оттенок; говорят о его схематичности, об отсутствии «нутра» за красивой картинкой. Да, «Бал вампиров» лицензионный мюзикл, причем специфика лицензии такова, что нельзя ничего менять по отношению к оригинальной постановке (Венской версии 2009 года), за исключением текста – в каждой стране разрешается петь на родном языке. И при этом внутри предельно жесткого рисунка в российском «Бале вампиров» возникла абсолютно «своя» история, выстроились интересные взаимоотношения персонажей. Это живой спектакль, он видоизменяется, наполняется новыми эмоциями и смыслами. Кроме того, несмотря на изначальный «сказочно-фантазийный» антураж, «Бал вампиров» воспринимается не хуже иного сюжета про «здесь и сейчас».

Кажется логичным, что «Бал вампиров» появился именно в Петербурге. Спектакль удивительно монтируется с городом, с его атмосферой, с людьми, с системой отношений, здесь принятой. Одиночество – и редкие поиски чувств, гордость – и замкнутость, красота – и холод. Петербург манит своей изысканностью – и пугает отсутствием тепла. Его можно полюбить и остаться навсегда, уйдя в предлагаемый мир, а можно жестоко разочароваться и убежать с ощущением слома в душе. Все эти мотивы есть в здешнем «Бале вампиров». Спектакле, в котором почти нет любви. Есть бешеная чувственность и головокружительная страсть, есть мечты и желания, есть борьба амбиций. А любовь либо приносит неприятности, либо оборачивается чем-то иным.

Важнейшая составляющая успеха российского «Бала вампиров» — удачный кастинг. В случае каждого персонажа получилось прямо-таки стопроцентное попадание. И в результате для всех главных исполнителей работа в «Бале вампиров» стала «звездным билетом». Неудивительно, что и на «Золотую Маску» номинировано сразу четверо: Иван Ожогин (граф фон Кролок), Георгий Новицкий (Альфред), Елена Газаева (Сара) и Манана Гогитидзе (Ребекка).

Иван Ожогин, имеющий довольно большой мюзикловый опыт, впервые, пожалуй, сыграл роль, настолько соответствующую его индивидуальности, и по вокальным, и по актерским данным. Его граф фон Кролок, опасный, безжалостный и завораживающе-притягательный – безусловный центр спектакля. Он буквально гипнотизирует зал. Этот граф непобедим, ему действительно принадлежит весь мир. А мир в данном случае совсем не сопротивляется этой власти.

Для Елены Газаевой и Георгия Новицкого «Бал вампиров» стал первым крупным театральным проектом. И оба работают превосходно, создавая интересные впечатляющие образы. Сара Газаевой – отважная девушка, способная в одиночку принимать важные решения. Она мечтает о счастье, о свободе – и в итоге получает все это. Другое дело, какой ценой. Новицкий играет Альфреда немного наивным, возвышенным юношей, который ищет свой путь в жизни. Его никто особо не принимает всерьез, и возможность стать сильным у него только одна. Из всех персонажей Альфред-Новицкий вызывает наибольшее сочувствие, а романтическая внешность и редкой красоты голос актера придают его герою особое очарование.

Роль Ребекки вроде бы невелика по объему, но Манана Гогитидзе делает свою героиню очень заметной. Ее Ребекка – это сильный характер. Это умение ясно мыслить, видеть ситуацию. И – трогательная эмоциональность.

Жаль, что в число номинантов не попал Кирилл Гордеев, исполнитель роли Герберта. Тем более что его персонаж виртуозно сыгран и пользуется, пожалуй, самой большой зрительской любовью. Герберт – графский сын, «наследный принц», избалованный, капризный, и при этом невероятно обаятельный. Ему скучновато в «башне из слоновой кости», хочется развлечений, и появление Альфреда, которого ему милостиво уступает отец – настоящий праздник. Но Герберт не только любитель развлечений. Он ценит чувство дома и болезненно относится к вторжениям на свою территорию. Кириллу Гордееву с его выразительной внешностью, пластичностью и энергетикой очень идет эта роль.

«Бал вампиров» необычайно красивый спектакль. По-настоящему красивых зрелищ сегодня в театре немного, публика нуждается в них. К тому же, несмотря на маркировку 18+ это история для любого возраста. Кто-то увидит там захватывающую сказку-фантазию, кто-то – чувственную историю о страсти, воплощении и разочаровании, а кто-то – жесткое актуальное повествование о нашем мире, где надо быть сильным, чтобы дойти до цели. И – самим собой, чтобы убедиться в правильности выбранного пути.

Алиса Никольская

 

Обсуждение закрыто.