Кинофестиваль «BLICK´17: Харун Фароки. Вскрывающий взгляд»

C 8 по 26 ноября в Центре документального кино и в Государственной Третьяковской галерее пройдет кинофестиваль Гёте-Института в Москве «Blick’17″, посвященный в этот раз Харуну Фароки. Будут показаны его фильмы и работы немецких и русских кинематографистов, связанных с его творчеством тематически или эстетически. Гости фестиваля из Германии— кинокураторы и журналисты Михаэль Бауте и Саския Валькер, а также Бернд Шох, режиссер фильма «Но слово „собака“ не лает». Российский гость – Олег Ковалов, режиссер фильма «Сады скорпиона».

Немецкий режиссер, художник, критик и медиа-теоретик Харун Фароки (1944-2014) — одна из самых значительных фигур критического кинематографа и визуального искусства второй половины XX века. Он стал первопроходцем жанра кино- и видео-эссе, который в наши дни так широко распространился в видеоарте, кинематографе, изобразительном искусстве и просто в любительских интернет-практиках. Фароки, немецкий режиссер индийского происхождения, много лет работавший в Берлине, всю жизнь исследовал роль визуальных технологий и оптических медиа в экономике и производстве, изучал войну и механизмы контроля и подавления. Он почти всегда работал с чужими изображениями, учил своих зрителей размышлять о них, подвергать их сомнению и критике.

Директор Гёте-Института в Москве Рюдигер Больц: «Фильмы Фароки — это еще и размышление о кино как средстве искусства, о его возможностях и границах. Он был политическим медиа-мыслителем, ему всякий раз удавалось обновлять самого себя, вовлекать в это обновление других и вести их вслед за собой по своему пути. Гёте-Институт в Москве представит показательный срез наследия Фароки — насчитывающего около 130 фильмов, невероятно разнообразных по форме. Программу дополнят примеры революционно-авангардистских, а также актуальных российских кинолент. Это сочетание выявит черты сходства, но прежде всего на фоне ярких контрастов проступит уникальный метод работы Харуна Фароки».

До 90-х годов Фароки был не слишком известен за пределами Германии и совсем незнаком российским зрителям. Причина тому — радикальность его критического анализа: долгое время он был «режиссером для режиссеров», и без него не родилась бы «Берлинская школа» — направление, которое вернуло славу современному немецкому кино. Не только Кристиан Петцольд, но и другие представители этого движения были учениками Фароки. Фароки, в свою очередь, был соавтором многих фильмов Петцольда, последним из которых стал «Феникс» (2014).

Программа фестиваля «Blick’17″ составлена Саскией Валькер и Михаэлем Бауте. Михаэль Бауте, соратник и соавтор работ Фароки, отобрал двенадцать фильмов для первой фестивальной недели в Центре документального кино, а Саския Валькер, постоянный автор журнала Revolver, — двадцать картин, которые можно будет увидеть в Третьяковской галерее. Программа, названная «Харун Фароки. Вскрывающийй взгляд», включает не только важнейшие фильмы Фароки — такие, как «Между двумя войнами» (1978), «Кое-что становится видимым» (1984), «Как видно» (1986), «Картины мира и подписи войны» (1988), «Жизнь в ФРГ» (1990) — но и работы немецких, советских и российских режиссеров, связанные с его творчеством тематически или эстетически. В их числе картины режиссеров Берлинской школы, например, «Йелла» Кристиана Петцольда, «Моя звезда» Валески Гризебах.

Михаэль Бауте: «Мы хотим выявить эстетические и тематические взаимосвязи, сближения и предложить контрасты, обращаясь к фильмам других режиссеров из Германии. Мы надеемся, что таким образом удастся рассмотреть характерные черты творческих методов Фароки и поговорить о них после показа фильмов».

Среди работ советских и российских режиссеров в программе фестиваля — «Дни затмения» Александра Сокурова и «Ангелы революции» Алексея Федорченко. Но что у Харуна Фароки общего с Россией? Какими мотивами пронизаны и его фильмы, и картины времен революции и авангарда или современные российские ленты?

Саския Валькер: «Нащупать ответ на этот вопрос помогут фильмы российских и советских режиссеров, которые выявят некоторые черты сходства, но гораздо более — радикально отличающиеся друг от друга подходы к работе советских и русских кинематографистов и одновременно помогут составить представление о наследии Харуна Фароки».

Представлена на фестивале «Blick’17″ и семейная программа, где будут показаны выпуски «Улицы Сезам», снятые Харуном Фароки, а также научные фильмы для молодежи советского режиссера Владимира Кобрина.

Гёте-Институт и Центр документального кино вместе с Московской школой нового кино в рамках фестиваля подготовили образовательную программу — лекторий «Как смотреть Харуна Фароки» — 11 и 18 ноября эксперты в области кино и искусства из России и Германии расскажут о творческом методе режиссера.

Подробное расписание и информация о билетах — на официальном сайте Гёте-Института в Москве: https://www.goethe.de/russland

Адрес Центра документального кино: Москва, Зубовский бульвар, д. 2 (метро «Парк культуры»)

Адрес Государственной Третьяковской галереи: Москва, Лаврушинский пер., д. 12 (метро «Третьяковская»)

 

Обсуждение закрыто.