Мультижанровая трилогия «Я, робот» в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац

Высокие технологии все активнее взаимодействуют как с обыденной жизнью, так и с искусством – театром, музыкой, живописью. Появляются музыкальные партитуры, написанные специально для искусственного интеллекта, картины, созданные в «содружестве» с нейросетями. Кого-то это пугает, кого-то, наоборот, вдохновляет. Теперь это наша реальность. Которую уже стоит осмыслять, в том числе театральным языком. Как сделал режиссер Георгий Исаакян, задумавший и осуществивший в руководимом им Театре Наталии Сац мультижанровую трилогию «Я, робот». В экстремальных условиях существования театра (во время реконструкции основной сцены) Исаакян выпустил очень важную работу, серьезную как художественное и как общечеловеческое высказывание.

Трилогию составили опера, балет и драматический спектакль (первая часть вышла летом-2022, вторая – в начале зимы-2022, третья – летом-2023). В них сочетаются как технологические приемы, так и важные смысловые линии, раскрывающие сосуществование человека настоящего и человека «искусственного». Что интересно – в основе либретто оперы и балета прозаические сочинения знаменитых авторов (Виктора Пелевина и Айзека Азимова), а музыка была написана специально для театра: «Любовь к трем цукербринам» создал Константин Комольцев, а «Двухсотлетнего человека» Габриэль Прокофьев. Пространство и костюмы для всех трех частей придумали художники Анна Кострикова и Денис Сазонов.

1F6A7164

(Сцена из спектакля «Любовь к трем цукербринам»)

 

«Любовь к трем цукербринам» (в загадочном слове соединяются фамилии двух «богов» онлайн-мира – Марка Цукерберга и Сергея Брина, а сюжет играет со знаменитой сказкой Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам» и оперой Сергея Прокофьева), осуществленная с использованием гранта, предосталенного ОГОО «Российский фонд культуры», аттестована как AR-опера. Перед началом все зрители получают планшеты, в нужные моменты наводят их на сцену – и рядом с живыми артистами возникают существа и явления, в том числе те самые цукербрины, сиреневые кристаллы, грозно кружащиеся в воздухе. Действие разворачивается сразу в нескольких плоскостях – мы наблюдаем то за вполне земной работой радиостанции, где трудится главный герой, сисадмин Кеша (харизматичный Михаил Гущенко), то за виртуальными мирами. Объемное, многоплановое сочинение Константина Комольцева соединяет элементы электроники и современной академической музыки, можно услышать даже барочные интонации и рекламные джинглы – композитор словно путешествует через времена и пространства, создавая собственную картину мира и тут же иронизируя над ней. Кеша, подобно Принцу из «Апельсинов», побывает в пустыне, пройдет испытания и обретет свою Принцессу – виртуальную, конечно. А, случайно увидев собственную реальную жизнь, крохотную захламленную комнату, ужаснется и вряд ли захочет возвращаться. Ведь в виртуале гораздо лучше.

PHOTO-2022-12-03-23-08-44

(Сцена из спектакля «О.Н.А») 

 

Перед началом спектакля «О.Н.А» (второй части трилогии, по сценарию Спайка Джонса) зритель вновь получает гаджет – на этот раз маленький передатчик с наушником. В нем «живет» героиня спектакля, разумная операционная система по имени Саманта. Ее, устав от одиночества, приобретает нелюдимый Теодор, чьи дни заполнены компьютерными играми, зависанием в «ночных чатах» и воспоминаниями о бывшей жене. Поначалу общение человека и «операционки» идет отлично — тепло, интерес, восторг, понимание. А потом возникает любовь. Настоящая. И вот тут «идеальная женщина» Саманта показывает характер, а у Теодора вскрываются неожиданные стороны его натуры. Обратившись к форме драматического театра, Георгий Исаакян сделал один из лучших в сегодняшней Москве спектаклей об отношениях. Тонкий, мудрый, остроумный и горький. Ювелирно выделаны центральные актерские работы: Анастасия Светлова играет Саманту одним голосом (на сцене она появится только на поклонах) — и буквально погружаешься в богатство красок и эмоций, от нежности до страдания и даже агрессии. А Андрей Кузичев акварельно, на полутонах создает не только образ современного мужчины, со всеми его страхами, желаниями, радостями и ошибками, но и воплощает визуально отношения с Самантой.

1F6A3264
(Сцена из спектакля «Двухсотлетний человек»)

В основе балета «Двухсотлетний человек» – одноименная повесть знаменитого фантаста Айзека Азимова. Создавая либретто, Георгий Исаакян выводит на первый план трансформацию главного героя, робота Эндрю, его постепенное «очеловечивание». Эндрю, попав в семью и прожив бок о бок с ее несколькими поколениями, познает как окружающий мир (от ежедневных привычек людей до их интеллектуального багажа), так и внутреннее устройство человека. Душу, если угодно. И – самостоятельно «выращивает» душу у себя. Постоянные художники проекта Анна Кострикова и Денис Сазонов придумали стильное и эффектное отображение смены эпох, от девятнадцатого до двадцать второго века. В первую очередь через костюмы: длинные платья и строгие пиджаки в начале, ультрамини и яркие цвета – в середине, серебристо-серые наряды и набеленные лица – к финалу. Любопытно выглядят и изменения у Эндрю: в самом начале его лицо и тело почти полностью спрятано в металлические пластины, чем дальше, тем меньше их остается, а к финалу они исчезнут совсем. Молодого Эндрю в первом акте танцует Иван Титов, и у него получился задорный, наивный, романтичный «мальчишка», слегка неловкий «железный человек». Во втором акте Эндрю уже старик – и Олег Кожанов психологически-тонко показывает образ доброго, несчастного существа, чья сущность расходится с внешним. Хореограф Кирилл Сиимонов придумал красивое пластическое решение, соединив элементы классической и современной хореографии, дающие возможность передать как происходящее с главным героем, так и образы его окружения.

Все три истории цикла объединяет – нет, не торжество технологий. А – образ человека. Человека здесь и сейчас. Живого, со своими чувствами и мыслями. Да, фантазийный мир привлекателен, но полноценно жить можно только в реальности. Да, идеальный партнер удобен – но неидеальный роднее и ближе. Да, можно прожить двести лет – но стать счастливым только когда этот срок окончен. Технологии облегчают нашу жизнь и делают ее интереснее. Но – и придают особенное понимание ее ценности.

 

 

(Текст — Алиса Никольская)
(Фото предоставлены пресс-службой театра. Автор — Елена Лапина)
Официальный сайт театра: https://teatr-sats.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.