Музыка дневная и ночная (вдогонку фестивалю «Золотая Маска»: размышление о номинации «оперетта/мюзикл»)

Из года в год номинация «оперетта/мюзикл» порождает противоречивые мысли. Каждый раз картина происходящего в жанре предстает весьма причудливая: с одной стороны, в конкурсном списке всегда можно найти спектакли высокого уровня, «вершины» сезона, с другой — что-то важное непременно «пролетает». На нынешнем фестивале вопросы начались уже на уровне экспертного отбора: в номинанты по неведанным причинам не попало как-то особенно много значимых спектаклей из разных городов. Спектаклей, по которым можно полноценно судить о состоянии жанра.

Вновь в списке не оказалось ни одной оперетты. Изначально была одна – оффенбаховская «Прекрасная Елена» московской «Геликон-оперы», но уже после объявления номинантов театр отказался от участия в конкурсе. И с решением трудно не согласиться: блестящая и по режиссуре, и по исполнению работа «Геликона» достойна всяческого внимания, но все же театру лучше в «родной», оперной номинации. «Московская Оперетта» же, выпустившая в прошлом сезоне очень интересные премьеры, уже несколько лет принципиально не участвует в фестивале. А вне Москвы достойных оперетт почему-то не нашлось, во что верится с трудом.

Конечно, радует, что среди мюзиклов-номинантов не обнаружилось уж совсем диких опусов — вроде пафосного и безвкусного «Мастера и Маргариты», идущего на сцене Санкт-Петербургского Мюзик-Холла (кстати, из сообщений новостных агентств известно, что руководство проекта было возмущено фактом непопадания и требовало «пересмотра дела»). Но тогда непонятно, каким образом оказался номинирован спектакль-недоразумение «Вий» из Новосибирска (причем самое печальное, что Новосибирский театр музыкальной комедии – постоянный гость «Маски», показывающий достойные спектакли, и как такое вообще могло оказаться на сцене – загадка). С откровенно вторичной музыкой, текстами, словно из репертуара Стаса Михайлова, и бессмысленной режиссурой. К счастью, при итоговом раскладе «Вий» остался без внимания. А все награды разошлись очень грамотно.

Неизменным триумфатором нынешнего конкурса снова стал Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (в прошлом году коллектив получил три «Золотые Маски» за спектакль «Чаплин», три года назад столько же — за «Бал вампиров», положивший начало новому этапу в развитии мюзикла в российском театральном контексте). Их работа «Голливудская дива», сделанная международной командой во главе с режиссером Корнелиусом Балтусом, признана лучшим спектаклем. Стильный, роскошно оформленный ретро-мюзикл на редком музыкальном материале, с увлекательным мелодраматичным сюжетом и качественными актерскими работами (на премию были номинированы исполнители главных ролей Лика Рулла и Олег Красовицкий), не вызывает сомнений относительно справедливости награды.

Однако очень горько, что, номинировав «Голливудскую диву», эксперты «не заметили» другую работу театра – мюзикл Фрэнка Уайлдхорна «Джекилл & Хайд», один из самых мощных и значительных спектаклей прошлого сезона, с великолепными актерскими работами Кирилла Гордеева, Ивана Ожогина, Наталии Диевской, Веры Свешниковой.

К счастью, попал в число номинантов грандиозный «Призрак Оперы», появившийся в Москве благодаря компании «Stage Entertainment» — осуществившей мечту многих и многих российских мюзикломанов. Увы, номинировал был не сам спектакль (в положении о премии сказано, что лицензионные постановки с некоторых пор в конкурсе не участвуют – что все же не очень правильно), а исполнители главных ролей и дирижер. Награду справедливо получили харизматичный Дмитрий Ермак, сыгравший Призрака, и Мариам Барская, чье мастерство дирижера подарило свежее, блестящее звучание всем известной классике.

Лучшим режиссером признали Алексея Франдетти (за спектакль «Рождество О’Генри», сделанный в московском Театре Пушкина). Этот выбор радует несказанно. И с точки зрения самого спектакля: очаровательно-атмосферный, ювелирно выделанный камерный мюзикл хорош всем – и музыкальным решением, и актерскими работами (один из очень немногих случаев, когда в драматическом театре получился удачный музыкальный спектакль), и яркой индивидуальностью режиссерского стиля. И с точки зрения персоны: Франдетти, истовый поклонник жанра, работает и как режиссер, и как переводчик, и его вкус, понимание, работоспособность, стремление к тому, чтобы на отечественных подмостках появлялся самый интересный мюзикловый материал (стремление, уже заслужившее доверие ряда российских театров и компаний), заслуживает уважения и поощрения.

Печально, что мало внимания досталось прекрасной работе московского Театра мюзикла «Все о Золушке». Впервые попавший в конкурс «Маски» театр получил семь номинаций – и всего одну награду. Хотя, безусловно, Оксана Костецкая, награжденная за лучшую женскую роль – достойнейшая кандидатура. Ее Крестная в этой изысканной, красивой и жесткой истории — сильная и отчаянная, хрупкая и нежная героиня «без страха и упрека», которая во имя любви и доказательства ценности чувств готова на самые взрывные (в прямом смысле) действия.

Таким образом, большинство наград на этот раз осталось в Москве. Нынешний сезон предлагает экспертам богатство выбора: театры – лидеры жанра и независимые продюсерские объединения уже выпустили немало разных и очень привлекательных работ. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии впечатлил мощным спектаклем-реквиемом «Белый. Петербург» на музыку Георгия Фиртича и изысканной постановкой оперетты Франца Легара «Страна улыбок», Свердловский театр музыкальной комедии заинтриговал американским мюзиклом «Дом Бернарды Альбы», московский Театр мюзикла – масштабным серьезным «Преступлением и наказанием», «оживившим» сочинение гениального Эдуарда Артемьева. И это только часть. Хочется верить, что внимание нынешних экспертов будет более пристальным, чем предыдущих. Ибо путь жанра на отечественной почве у нас непрост, необычен, полон внезапности – и этим чрезвычайно интересен.

Алиса Никольская

 

Обсуждение закрыто.