Мюзикл «Франкенштейн» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии

Театральный процесс обеих столиц переживает новый всплеск интереса к готической теме. Темная романтика, причудливый узор линий любви и смерти сегодня как-то особенно притягательны. На сцене все чаще появляются как новые интерпретации уже известных музыкальных произведений, так и совсем недавно написанные сочинения, в основе которых классические тексты и сюжеты. В Театре музыкальной комедии, где в свое время были поставлены российские версии знаменитых мюзиклов «Бал вампиров» и «Джекилл&Хайл» (ставших невероятно популярными у зрителей), афишу пополнил «Франкенштейн» – оригинальный мюзикл по мотивам созданного в девятнадцатом веке одноименного романа Мэри Шелли, одного из самых знаменитых образцов готического жанра.

В «Музкомедии» любят рисковать и экспериментировать. Благодаря такому подходу репертуар здесь разнообразный и необычный. Сейчас театр все чаще обращается к отечественным авторам, благодаря чему возникают уникальные – и, что важнее всего – высококлассные по уровню спектакли. «Франкенштейн» – не исключение.

Музыку для «Франкенштейна» написал по заказу театра композитор Роман Игнатьев – это его первое сотрудничество с «Музкомедией». Игнатьев «увидел» историю через плотный, мрачный хард-рок, куда вплетены то беззаботно-танцевальные, то торжественно-маршевые мотивы. Есть здесь и фирменные «игнатьевские» соло-баллады, в которых озвучиваются самые личные мысли героев, и мощные смыслообразующие ансамбли. А музыкальный руководитель спектакля Алексей Нефедов максимально раскрыл все нюансы музыки, доведя ее до совершенства.

DSC_7660

Режиссер спектакля Алексей Франдетти (он же автор либретто) перенес действие в 70-е годы двадцатого века – время открытий и возможностей, ярких красок и появления новых течений в музыке, искусстве и не только. Неожиданное на первый взгляд решение оказывается вполне логичным: именно благодаря всеобщему чувству «чтобы ни задумал – все получится», загорается огонь в душе молодого одаренного ученого Виктора Франкенштейна. Огонь, который натворит немало бед и уничтожит его самого. И таким образом переосмысляются основные линии романа, аккуратно сохраненные в спектакле. Есть, конечно, и принципиальные отличия – например, детали происхождения Создания.

Франдетти вместе с хореографом Светланой Хоружиной, художниками Анастасией Пугашкиной (сценография) и Екатериной Гутковской (костюмы) и художником по свету Иваном Виноградовым создал, пожалуй, самый тяжелый и безысходный свой спектакль. Атмосфера создается и графичным визуальным рядом с резкими линиями и цветовыми переходами, и пластическим решением, и стремительной динамикой эпизодов. Ощущение неизбежности беды возникает с самого начала – и чем больше мы понимаем про героев, тем страшнее становится. За них – и за нас тоже.

Центральную роль – Виктора Франкенштейна – играет Вадим Мичман, и это самая объемная и глубокая работа в его актерской биографии. В первых эпизодах Виктор – добрый обаятельный парень с сияющими глазами, почти сказочный герой. Его обожают семья и друзья («без сомнений, будущий гений», поют о нем), у него столько всего впереди, в том числе учеба в лучшем университете и свадьба с любимой девушкой Элизабет. Но болезненная утрата меняет Виктора – так сильно, что душевный разлом будет постепенно уничтожать все светлое в нем. Умение любить, понимать, сочувствовать. Главенствующей эмоцией станет страх. В том числе от собственных действий. Что в итоге приведет к трагедии. По сути Виктор – такой современный Гамлет, решающий неразрешимые вопросы и ожесточающийся душой. Мичман превосходно передает эти изменения, делая Виктора персонажем, к которому не получится отнестись однозначно – он может вызвать как отвращение и ужас, так и сопереживание.

DSC_8028

Образ несчастного Создания, у которого нет имени, великолепно воплощает Кирилл Гордеев, и здесь по-новому раскрываются и вокальное, и драматическое мастерство артиста. Только появившись, Создание с трудом справляется с телом – руки и ноги будто отдельно, и еле говорит, не понимая издаваемых им звуков. Но постепенно возникают не только жизненные навыки, но и сама жизнь. Да, у Создания есть сердце. И, повернись все иначе, он стал бы обычным человеком. Гордеев соединяет в Создании черты жестокого монстра и простодушного «большого ребенка», который тянется к теплу и хочет быть счастливым. Ожидая «изготовления» невесты, Создание поет печальную арию о душе, а поняв, что Виктор снова обманул его, тоненько скулит, не в силах даже заплакать. В финале же Создание становится олицетворением утраченного смысла жизни. Оглушительного одиночества. В мире, где теперь совсем пусто.

Во «Франкенштейне» выстроена красивая полифония характеров и взаимоотношений. Тонко и точно работают Александр Байрон – мудрый понимающий отец Виктора, Александр Суханов – благородный Анри, Анастасия Вишневская – добрая открытая Жюстин Мориц. А вот Элизабет получилась у Алии Агадиловой излишне жесткой – возникает впечатление, что невеста совсем не любит Виктора. Увлечена, восхищена – да. Но – не любит.

Тема соревнования человека с богом, попыток познать устройство Мироздания, заложенная в историю Франкенштейна автором романа, в спектакле, безусловно, есть. Но еще ярче проступает другая – что такое быть человеком? Где грань, переступив которую, утрачиваешь душу? И можно ли через любовь и понимание «укротить» монстра (в том числе внутри себя)?..

 

(Текст — Алиса Никольская)

(Фото предоставлены пресс-службой театра. Автор — Юлия Губина)

Ближайшие спектакли — 14 и 15 ноября, 19 и 20 декабря, 11 и 12 января.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 13 (метро «Гостиный двор», «Невский проспект»)

Официальный сайт театра: https://muzcomedy.ru/

 

 

 

Обсуждение закрыто.