Одиннадцатый Крещенский фестиваль в театре «Новая Опера»

С 19 января по 10 февраля в московском театре «Новая Опера» пройдет ежегодный Крещенский фестиваль. Задуманный в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове, фестиваль всегда открывается в день его рождения. В афише – десять вечеров, включающих основные репертуарные направления театра: оперы (в версии semi-stage и в концертном исполнении), балетный спектакль, перевернутый концерт, программы солистов, хора и оркестра.

Центральным событием фестиваля станет опера «Война и мир. Наташа и Андрей» по грандиозному произведению Сергея Прокофьева в версии semi-stage (это совместная работа «Новой Оперы», Молодежной оперной программы Большого театра России и Мастерской Брусникина). Сочинение прозвучит 19, 21 и 23 января, а также останется в репертуаре театра. Музыкальный руководитель и дирижер – Тимур Зангиев. Над хоровыми сценами работает главный хормейстер «Новой Оперы» Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Мартынов, для которого эта работа станет дебютом в оперном жанре. Формат semi-stage предполагает лаконичное художественное решение без масштабных декораций (художник – Сергей Рябов). Ключевым визуальным элементом станет видеопроекция (видеохудожник и художник по костюмам – Вера Ахмеджанова) в сочетании с мизансценами и хореографическими эпизодами (хореограф – Александр Шуйский). Главные партии исполнят участники Молодежной оперной программы Большого театра России. В частности, главные роли репетируют Богдан Гуенок, Максим Лисиин, Илья Кутюхин (Андрей Болконский), Елене Гвритишвили, Альбина Тонких, Елизавета Нарсия (Наташа Ростова).

В этой версии оперы «Война и мир» сюжетная линия сфокусирована на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского. В проект вошли девять из тринадцати картин, написанных Прокофьевым. Прозвучат все семь «мирных» картин: от сцены в Отрадном, где князь Болконский услышал признания девочки, которая «так бы вот села на корточки… и полетела бы», первого бала Наташи Ростовой со знаменитым вальсом до сцены с письмами в кабинете Пьера Безухова. Оперу завершат две картины из второй части, посвященной Отечественной войне 1812 года (Восьмая и Двенадцатая). Именно в этих сценах, перед Бородинским сражением и в темной избе в Мытищах, Андрей Болконский вспоминает о Наташе. В финале спектакля, в час последней встречи героев перед смертью князя, вальс Наташи прозвучит пронзительным рефреном, напоминающим об их несостоявшейся любви.

26 января состоится вечер «Шёнберг, Онеггер, Гайдн», посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. Откроет программу Missa in tempore belli Й. Гайдна для солистов, хора и оркестра (1796), которая позднее получила название Paukenmesse за выразительное использование литавр. В центре вечера – Friede auf Erden Арнольда Шёнберга для хора a cappella (1907) – трогательное сочинение, написанное на рождественское стихотворение К.Ф. Мейера.
Также прозвучит Симфония №2 Артура Онеггера для струнного оркестра и трубы (1942), где композитор стремился создать сжатую и строгую форму с постоянным сохранением внутренней напряженности и кульминацией в финале – гимном в исполнении трубы. Дирижер – Филипп Чижевский, один из самых оригинальных музыкантов, стилевой интерес которого очень широк, при этом его интерпретации всегда отличаются тщательной продуманностью и музыкальной точностью. Программу представит ансамбль Questa Musica. Вокальные партии в Мессе Й. Гайдна исполнят: артистка Молодежной оперной программы Большого театра России Елене Гвритишвили (сопрано), солисты Новой Оперы Полина Шамаева (меццо-сопрано), Георгий Фараджев (тенор), Борис Жуков (бас).

На трех вечерах фестиваля (28 января, 9 и 10 февраля) прозвучит музыка австрийского композитора Франца Шмидта (1874–1939), в 2024 отмечается 150-летие со дня его рождения. Шмидт был мастером позднеромантической симфонии, последователем Густава Малера, Антона Брукнера. 28 января состоится первое российское исполнение оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» для солистов, хора, органа и оркестра, одного из самых значительных произведений автора. Композитор работал над ней в последние годы жизни, премьера состоялась в Вене 15 июня 1938 года. Партия Иоанна Богослова (Евангелиста) традиционно поручена тенору, партия Голоса Господа – басу, еще четыре солиста не персонифицированы. В оратории проявился интерес композитора к органу: прозвучат две органные интерлюдии. Это музыкальное произведение наиболее полно отражает «Откровение Иоанна Богослова» (последняя книга Нового Завета, «Апокалипсис»). Партии исполнят: солист Большого театра Беларуси Дмитрий Шабетя (Иоанн), артисты «Новой Оперы» Виталий Ефанов (Голос Господа), Екатерина Мирзоянц (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (альт), Станислав Мостовой (тенор), Михаил Первушин (бас). , Дирижер — Федор Безносиков, хормейстер – Юлия Сенюкова.

00_Крещенский фестиваль_баннер

В феврале в рамках фестиваля прозвучат два сочинения Джузеппе Верди. Евгений Колобов считал этого композитора одним из самых загадочных и сравнивал его с Микеланджело, Пушкиным, Шекспиром. 2 февраля состоится первое российское исполнение оперы «Разбойники». Верди создавал «Разбойников» одновременно с оперой «Макбет», премьера обоих сочинений прошла в 1847 году. Параллельная работа над операми по У. Шекспиру («Макбет») и Ф. Шиллеру («Разбойники») доставляла ему много хлопот. Позже композитор назвал этот период «годами галер». Однако «Разбойники» получились удачными. Более того – заказ на эту оперу означал для Верди международное признание: премьера состоялась в Лондоне под управлением автора, на спектакле присутствовали королева Виктория и принц Альберт. После лондонской премьеры были постановки в Риме, Флоренции, Барселоне, Болонье, Неаполе, Венеции, Милане, Вене и других городах.  Для концертного исполнения на Крещенском фестивале партию Амалии репетируют солистки «Новой Оперы» Ирина Морева, Марина Нерабеева и Елизавета Соина, партию Франческо – солист Пермской оперы, приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк, а также солисты «Новой Оперы» Анджей Белецкий и Андрей Борисенко. За дирижерским пультом — Александр Самоилэ. А 4 февраля будет исполнен Реквием. Концерт пройдет в память о выдающемся дирижере Юрии Темирканове (1938–2023), которого связывала долгая дружба с Евгением Колобовым. За дирижерским пультом – Анатолий Левин. 

6 февраля Челябинский театр современного танца представит на фестивале спектакль «Диалоги», премьера которого состоялась осенью 2023 года. Спектакль поставила Ольга Пона – художественный руководитель театра, это ее первая большая работа за последние три года. Спектакль состоит из череды пластических дуэтов, каждый из которых – диалог. Ольга Пона говорит, что импульсом для нее стало высказывание философа Михаила Бахтина: «Диалог – это не только коммуникация, это совместное творческое мышление, которое может возникнуть, когда подлинное чуткое слушание помогает стремлению понять и быть понятым». В «Диалогах» нет конкретной истории, но в каждом эпизоде танцовщики «беседуют» языком танца о том, что волнует каждого. В спектакле используются тексты Платона, Даниила Хармса, Константина Паустовского, Михаила Жванецкого, Михаила Бахтина, которые транслируются на экране.

Третий год подряд один из вечеров фестиваля проходит в новом, но ставшим популярным формате перевернутого концерта, когда и артисты, и зрители располагаются на сцене. На нынешнем фестивале перевернутый концерт пройдет 9 февраля, он озаглавлен «Непреходящее» по названию вокального цикла Эриха Вольфганга Корнгольда. Непреходящее – то есть вечное, вневременное, как законы природы («Торопливый ручеек», «Спящее дитя» – миниатюры из цикла Корнгольда). Также прозвучит инструментальная пантомима Франца Шрекера «Ветер» для скрипки, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано – полетная, переменчивая по настроению музыкальная зарисовка, развивающая тему природной стихии. Непреходящее трактуется еще и как образцовое, совершенное, всегда живое и актуальное искусство. В программу концерта вошли «Песни шута» на слова У. Шекспира, музыкальная версия двух композиторов: Э.В. Корнгольда и Д.Д. Шостаковича. Также прозвучат песни А. фон Цемлинского и Ф. Шрекера, камерные инструментальные сочинения Ф. Шмидта, В.Я. Шебалина, С.С. Прокофьева. В перевернутом концерте примут участие солисты и артисты оркестра «Новой Оперы», а также приглашенные исполнители: лауреат Первой премии и обладательница золотой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского София Виланд (флейта), пианистка, выступающая на самых престижных международных сценах, Зарина Шиманская, победитель IV Международного конкурса камерных ансамблей имени Н.Г. Рубинштейна – Квартет имени В.А. Берлинского. Дирижер – Павел Романенко, партия фортепиано – Татьяна Сотникова.

10 февраля, на закрытии фестиваля, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром С.С. Прокофьева (1952) и Симфония №2 ми-бемоль мажор Франца Шмидта (1913). Примечательно, что Симфония-концерт – позднее сочинение Прокофьева, которое создавалось параллельно с оперой «Война и мир», открывающей фестиваль, а Вторая симфония Шмидта более тесно, чем другие его опусы, связана с творчеством Антона Брукнера. Программу «Прокофьев, Шмидт» готовит дирижер Димитрис Ботинис, а солистом будет Александр Князев, виртуозный виолончелист (а также органист и пианист), выступающий по всему миру. Маэстро Димитрис Ботинис неоднократно сотрудничал с Александром Князевым, но Симфонию-концерт Прокофьева они исполнят вместе впервые.

 

Адрес: Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3 стр. 2 (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: http://www.novayaopera.ru/

(Фото предоставлено пресс-службой театра «Новая Опера»)

Обсуждение закрыто.