Премьера спектакля «Мёртвый город» в театре «Новая Опера»

14, 17, 20, 22 и 24 апреля в московском театре «Новая Опера» пройдут премьерные показы оперы Эриха Вольфганга Корнгольда «Мертвый город» (это первая постановка произведения на российской сцене). Режиссер-постановщик — Василий Бархатов, музыкальный руководитель и дирижер — Валентин Урюпин, дирижер — Денис Матвиенко, художник-постановщик — Зиновий Марголин, художник по костюмам — Ольга Шаишмелашвили, художник по свету — Александр Сиваев. В спектакле заняты: Рольф Ромей, Марина Нерабеева, Артём Гарнов, Анастасия Лепешинская, Мария Буйносова, Екатерина Мирзоянц, Георгий Фараджев, Василий Ладюк, Антон Бочкарёв.

«Мертвый город» — знаковое произведение эпохи постромантизма, которое при жизни композитора имело большой успех. Корнгольд создал эту оперу, когда ему было всего 23 года. Первый показ – и сразу двойная премьера: в Гамбурге и Кёльне в один день, 4 декабря 1920 года. Затем опера ставилась во многих театрах, в том числе в Метрополитен-опере, но вскоре была запрещена и после Второй мировой войны оказалась в безвестности. В конце XX – начале XXI века театральная судьба оперы изменилась: «Мертвый город» ставится на лучших мировых сценах.

В основе оперы – пьеса «Мираж», которая, в свою очередь, создана по роману бельгийского символиста Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге» (1892). Либретто композитор написал сам совместно с отцом – влиятельным музыкальным критиком Юлиусом Корнгольдом. Оно было опубликовано под псевдонимом Пауль Шотт (объединив тем самым имя главного героя оперы и фамилию издателя). Авторство намеренно скрывалось, чтобы не акцентировать участие отца в создании сочинения, и правда выяснилась только в 1975 году в Нью-Йорке.

Сюжет рассказывает о вдовце Пауле, который оплакивает умершую жену Мари, превращает дом в «храм», посвященный ей. Встреча с танцовщицей Мариэттой, удивительно похожей на жену, зажигает новое чувство, однако он боится предать память Мари, нарушить верность, и всё же поддается страсти. Мариэтта хочет быть для него главной женщиной, даже позволяет себе прикоснуться к реликвии – золотистым волосам Мари, более того, танцует с ними. Пауль в бешенстве душит ее этими волосами. Но всё это оказывается лишь сном: в конце оперы Мариэтта вновь появляется в доме Пауля.

barkhatov_vasily

Режиссер Василий Бархатов, подхватив смягчающий тон Корнгольда и заново дешифруя роман Роденбаха, трактует смерть в метафорическом ключе: все герои спектакля живы, но Пауль и Мари расстались, и жена словно умерла для него. Действие спектакля разворачивается в трех плоскостях: реальность, воспоминания о жизни с супругой и встречи с Мариэттой. Но происходят ли эти встречи на самом деле или только в сознании Пауля? Игра света, преображающая пространство, и несимметричные отражения станут для зрителей подсказкой (или обманкой).

Василий Бархатов: «В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами. Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно – накладываем свои меланхоличные фильтры на всё окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и “мертвым” в такие моменты. “Мертвый Брюгге” или любой другой город – в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это “мертвое” не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера “Мертвый город” всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека – избавление от самой крепкой зависимости из известных мне».

Чтобы воплотить режиссерскую концепцию Василия Бархатова и сохранить звуковой баланс в интенсивной партитуре «Мертвого города», в «Новой Опере» разработано специальное постановочное и техническое решение. Действие будет происходить в двухэтажном павильоне, построенном на оркестровой яме. Оркестр расположится за павильоном в глубине сцены. Над оркестром будут размещены специальные отражающие панели, позволяющие уравновесить звучание оркестра и солистов без использования электроакустического усиления. Солисты будут находиться максимально близко к зрителю, чтобы усилить эмоциональный контакт с залом; для них этот спектакль – своеобразный вызов и непривычный способ актерского существования. Дирижер с солистами будет взаимодействовать с помощью камер и мониторов. Таким образом современные технические возможности помогают создать пространственное решение спектакля.

Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, д. 3 стр. 2, сад «Эрмитаж» (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: https://novayaopera.ru/

Обсуждение закрыто.