Премьера спектакля «Стиффелио» в театре «Новая Опера»

20, 22 и 24 сентября, 29 ноября и 1 декабря в московском театре «Новая Опера» пройдут премьерные показы оперы Дж. Верди «Стиффелио». Этим спектаклем коллектив откроет свой 32-й сезон.
«Стиффелио» – безусловный оперный шедевр, предвосхитивший знаменитую триаду Верди («Риголетто», «Трубадур», «Травиата») и положивший начало жанру лирической драмы. Судьба «Стиффелио» кажется сегодня крайне несправедливой: премьера прошла неудачно, опера была истерзана цензурой, а потом забыта на долгие годы. Возрождение началось лишь в 1960-х годах, а в России опера не ставилась никогда.
Причиной провала и забвения произведения стал слишком острый и непривычный для того времени сюжет. Либретто написал Франческо Мария Пьяве по пьесе французских драматургов Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа «Священник, или Евангелие и сердце». Пьеса была поставлена в 1849 году, а уже через год состоялась премьера оперы. История о женатом протестантском пасторе, способном простить супруге ее неверность, вызвала в католической Италии бурную негативную реакцию цензоров и публики (премьера состоялась 16 ноября 1850 года в театре Гранде, Триест). В творчестве Верди, который написал 26 опер, есть только один подобный пример – «Травиата»: она тоже создана на основе произведения современника – романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1848), а ее премьера в 1853 году тоже потерпела фиаско. Но дальнейшая сценическая судьба «Травиаты» кардинально отличается от «Стиффелио».

Александр Самоилэ_01

В 1854 году Верди писал своему другу Чезаре де Санктису: «Среди тех моих опер, которые не идут, есть получившие на то мое согласие, потому что я ошибся в сюжете; но имеются и такие, которые я хотел бы спасти от забвения: это “Стиффелио” и “Битва при Леньяно”». Спустя годы Верди предпринял очередную попытку дать сценическую жизнь сочинению. Опера получила новое название – «Арольдо», действие было перенесено на семь столетий назад, изменились сюжетные повороты, был переработан музыкальный материал. Премьера этой версии прошла в 1857 году, но и она не получила желаемого признания.
Впервые в России концертное исполнение «Стиффелио» состоялось в 2020 году на Крещенском фестивале в «Новой Опере» под управлением Александра Самоилэ. Работа была высоко оценена коллегами. И вот, два года спустя Александр Самоилэ – музыкальный руководитель и дирижер премьеры в «Новой Опере». Признанный знаток итальянской оперы в целом и творчества Верди в частности, он называет «Стиффелио» «оперой-наслаждением» и подчеркивает отлично сделанные партии, ансамблевые и хоровые сцены.

Екатерина Одегова, режиссер-постановщик «Стиффелио», уходит от традиционного прочтения сюжета, где в центре внимания – измена жены и вызванные ею муки ревности, а затем и выстраданное прощение мужа-священника. Режиссер сосредотачивается на том самом «больном» моменте, из-за которого опера на десятилетия исчезла со сцены. Ее интересует кризис веры главного героя – протестантского священника Стиффелио. Измена жены для него – момент истины, суровое испытание веры, которая казалась незыблемой.

Стиффелио_макет, костюмы_фото Екатерина Христова

Художник Этель Иошпа решает спектакль аскетично, в черно-белых тонах, в эстетике кино середины прошлого века, а созданные ею костюмы отсылают к Викторианской эпохе. Отправной точкой стали первые черно-белые фотографии этого времени, внешне транслирующие благопристойность, благополучность, сдержанность, но скрывающие за недвижимыми, ничего не выражающими лицами некую тайну. Так и в опере «Стиффелио» пуританская праведность, сталкиваясь с искушениями и сомнениями, оборачивается греховностью. В лаконичном, практически пустом пространстве спектакля драма главных героев выходит на первый план – не только символически, но и буквально: постепенно надвигающаяся из глубины стена по мере действия выталкивает персонажей на авансцену.
Заглавную партию готовит приглашенный солист Большого театра России Сергей Поляков. Певец выступал в известных оперных театрах мира: в Берлинской государственной опере, Королевском театре Ковент-Гарден, Национальном театре Мангейма, Королевской опере в Стокгольме и во многих других. Еще один исполнитель роли Стиффелио – Михаил Новиков, солист «Новой Оперы». В его репертуаре – ведущие теноровые партии, в том числе Манрико в «Трубадуре» Дж. Верди, Дон Хозе в «Кармен» Ж. Бизе. Роль Лины, жены Стиффелио, репетируют Елизавета Соина и Марина Нерабеева. Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно, Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй» и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини – на сцене «Новой Оперы» певицы воплощают этих и многих других титульных героинь. В прошедшем 31 сезоне Елизавета Соина блистательно спела главную партию в концертном исполнении «Золушки» Ж. Массне, а Марина Нерабеева стала звездой российской премьеры оперы «Мертвый город» Э.В. Корнгольда, сыграв две роли в одном спектакле – Мари и Мариэтты. Кроме того, Марина Нерабеева уже принимала участие в концертном исполнении «Стиффелио» Дж. Верди.

 

Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, д. 3 стр. 2, сад «Эрмитаж» (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: https://novayaopera.ru/

(Фото предоставлены пресс-службой театра «Новая Опера»)

 

 

 

Обсуждение закрыто.