Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В Москве стартует 22-й по счету фестиваль «Золотая Маска» — крупнейший конкурсный смотр российских спектаклей. Основные мероприятия традиционно запланированы на март и апрель, но некоторые события состоятся уже в ближайшее время. Откроет список «Пиковая дама» Самарского театра оперы и балета (4 февраля). Далее Москву ждет блок из Перми: 12-го февраля покажут «Дон Жуана» Моцарта, а 23 февраля — соединенные в один вечер два произведения Дмитрия Шостаковича, оперу «Оранго» и балет «Условно убитый». Музыкальный руководитель и дирижер трех пермских спектаклей — Теодор Курентзис.

Балетный спектакль-номинант Пермского оперного «Когда падал снег» Дагласа Ли (он будет показываться в рамках «Вечера одноактных балетов: Зимние грезы», куда входят еще «Конькобежцы» Фредерика Аштона и «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана) можно увидеть 4 апреля. А вот еще две работы театра, оперу «Сказки Гофмана» в постановке Катерины Евангелатос (3 апреля), и номинированную в разделе «Эксперимент» «оперу-квест» Петра Поспелова «Путешествие в страну Джамблей» (6-7 марта, 3 апреля) удастся посмотреть только на «родной» площадке.

С 1 по 10 марта пройдет внеконкурсная программа «Маска Плюс». Здесь собраны необычные работы, сделанные на стыке жанров. «Маска Плюс» нынешнего года разделена кураторами на два тематических блока: «Война и миф: театральное преломление истории» и «Новый театр: формы и тенденции». В афишу вошли такие спектакли, как, например, «Топливо» (Pop-up театр, режиссер Семен Александровский) — основанный на интервью известного предпринимателя и изобретателя Давида Яна (6 марта), «Горькие слезы Петры фон Кант» Красноярского ТЮЗа в постановке Юлии Ауг (7 марта) и «Молодая гвардия» петербургского театра «Мастерская» (10 марта) — режиссеры Максим Диденко и Дмитрий Егоров делают попытку поговорить о войне не как о чем-то далеком и обросшем штампами восприятия, а как о нашей сегодняшней реальности.

Уже в третий раз будет проводиться программа программа спектаклей для детей «Детский weekend» (11, 12 и 13 марта). Куратор программы Алексей Гончаренко выбрал для показа двенадцать спектаклей (в том числе три московских — «Пингвины» МТЮЗа, «Денискины рассказы» Российского Молодежного театра и «Сны великана» театра «Снарк»), отражающих самый разный подход к стилю и темам театра для детей. Есть в программе и всем знакомые сюжеты — «Малыш и Карлсон», «Русалочка», — и совсем новые для зрителя названия.

С 1 по 9 апреля пройдет масштабный спецпроект фестиваля «Александринский театр в Москве». В программе — девять спектаклей знаменитой Александринки разных лет. Два из них — художественного руководителя театра Валерия Фокина: «Литургия Zero» (1 апреля) и «Маскарад. Воспоминания будущего» (8-9 апреля), еще два — главного режиссера Новой сцены Марата Гацалова: «Теллурия» по роману Владимира Сорокина (8-9 апреля) и «Новое время» (1 апреля). Привезут в Москву и одну из последних премьер театра «Макбет» (3 апреля) в постановке польского режиссера Кшиштофа Гарбачевского. «Маскарад», «Теллурия», а также экспериментальная работа Максима Диденко «Земля» (5-6 апреля) номинированы на премию в этом году, так что их показы состоятся в рамках как спецпроекта, так и основного конкурса.

А в основном конкурсе, как всегда — серьезная борьба. В этом году в списке номинантов в драматическом театре — четырнадцать спектаклей «большой формы» и десять «малой». Сразу три спектакля приедут из петербургского БДТ им. Товстоногова (их сыграют блоком): «Пьяные» Андрея Могучего (29 февраля), «Человек» Томи Янежича (2 марта) и «Zholdak dreams: похитители чувств» (1 марта) — под таким экстравагантным названием прячется «Слуга двух господ» Карло Гольдони, как их видит прекрасный безумец Андрий Жолдак. Покажут на фестивале еще один петербургский блокбастер — «Кабаре Брехт» Юрия Бутусова (30-31 марта), поставленный им в Театре Ленсовета. Как режиссер Бутусов номинирован дважды — еще за московскую работу «Бег» в Театре им. Вахтангова (в рамках фестиваля спектакль покажут 31 марта и 14 апреля). Среди номинантов-москвичей хватает значительных работ: это и напряженный психологический поединок «Кто боится Вирджинии Вулф?» Камы Гинкаса и МТЮЗа (29 марта), и ультрасовременная «Обыкновенная история» Кирилла Серебренникова и «Гоголь-центра» (9-10 апреля), и легкий карнавальный «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски и «Мастерской Петра Фоменко» (15 марта, 1 апреля). Очень интересная региональная составляющая программы: в нее вошли спектакли из Ярославля, Минусинска, Ижевска, Красноярска, Новосибирска, Серова, Новокуйбышевска и Уфы. Некоторые театры — например, Серовский театр драмы им. А. П. Чехова (22 марта они показывают спектакль «Трамвай Желание») номинируются на премию впервые.

Немало интересного можно найти в оперном разделе. Например, тут есть впервые в России поставленная опера знаменитого композитора-минималиста Филипа Гласса «Сатьяграха» (15 марта) — на такой материал решился Екатеринбургский театр оперы и балета. Яркий, красивый спектакль легко смотрится и незаметно вовлекает зрителя в медитативный иллюзорный мир происходящего на сцене. Или «Жанна Д’Арк» (так названа «Орлеанская дева» Петра Чайковского) Челябинского театра оперы и балета им. Глинки (30 марта) — молодой режиссер Екатерина Василева сфокусировала внимание не на батальных и исторических мотивах, а на личной истории героини, необычной девушки, искавшей счастья, как и все люди. Москва представлена в конкурсе целой россыпью ценностей: двумя серьезными разноплановыми работами Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Медея» Луиджи Керубини (6 апреля) и «Хованщина» Модеста Мусоргского (2 апреля) в постановке Александра Тителя; «Ромео и Джульеттой» «Новой Оперы» (15 апреля); «Свадьбой Фигаро» Большого театра в постановке Евгения Писарева (25 и 27 февраля); и экстравагантным «оперным сериалом» «Сверлийцы» Электротеатра «Станиславский» (эпизод II — 3 и 4 апреля, эпизод V — 14 апреля).

В номинации «Оперетта/мюзикл» на этот раз пять названий — три московских и два «иногородних». Спектакль «Вий» Новосибирского театра музыкальной комедии (композитор — Андрей Кротов, режиссер и хореограф Гали Абайдулов) покажут 12 апреля. А вот «Голливудская дива» триумфатора прошлогодней «Маски» — Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии — к сожалению, в Москву не приедет;  фестивальный показ спектакля пройдет на петербургской сцене 21 марта. Московский театр им. Пушкина номинировался на премию неоднократно, но в этом году впервые — за мюзикл. Очаровательное стильное «Рождество О’Генри» (режиссер Алексей Франдетти) сыграют 9 и 10 апреля. Первый раз номинирована и работа Театра мюзикла, и сразу в семи разделах. «Все о Золушке» на музыку Раймонда Паулса в постановке Олега Глушкова, абсолютный хит прошлого сезона, можно посмотреть 6, 7 и 8 апреля. Еще один спектакль — масштабный «Призрак Оперы» компании «Stage Entertainment», получивший несколько частных номинаций, в рамках фестиваля сыграют 19 и 20 марта (а все желающие могут посмотреть его в любой момент — спектакль идет в режиме ежедневного проката).

Номинация «Современный танец» впечатляет соревнованием мэтров жанра. Среди номинантов — екатеринбуржцы Татьяна Баганова и ее «Провинциальные танцы» (28 марта они покажут спектакль «Мера тел», сделанный совместно с Инженерным театром «АХЕ»), челябинцы Ольга Пона и Театр современного танца (спектакль «Встречи» 11 апреля), Диалог Данс из Костромы (спектакль Pastime Paradise/Потерянный рай в постановке Карин Понтьес 9 и 10 апреля), грандиозный Александр Пепеляев — его работу «Кафе Идиот», сделанную с «Балетом Москва», можно увидеть 13 апреля.

В этом году «Золотая Маска» совместно с арт-объединением «CoolСonnections» вновь проводят проект «Золотая Маска в кино»: несколько спектаклей-номинантов можно будет увидеть на экране кинотеатров в нескольких российских городах. Благодаря этому проекту работы ведущих российских театров сможет увидеть гораздо большее количество зрителей. На этот раз в афишу проекта вошли: опера «Дон Жуан» Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, балет «Татьяна» Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и спектакль «Сон в летнюю ночь» «Мастерской П.Н. Фоменко». В день фестивального показа каждого спектакля через спутник будет идти прямая трансляция в города Центральной России и Уральского региона. А через несколько недель в городах с другими часовыми поясами пройдут дополнительные показы.

Состоится и внеконкурсная программа «Маска в городе». На этот раз она проводится совместно с Дирекцией железнодорожных вокзалов – филиалом РЖД, и поэтому все перформансы, выступления номинантов и даже театральные фотовыставки пройдут на вокзалах столицы. Первое мероприятие — 5 февраля: артисты Самарской оперы выступят в зале ожидания Павелецкого вокзала.

Имена лауреатов «Золотой Маски» — 2016 будут озвучены 16 апреля во время финальной церемонии, которая пройдет на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Подробное расписание и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.goldenmask.ru/

 (Иллюстрация: сцена из спектакля «Жанна Д’Арк» Челябинского Театра оперы и балета им. М.И.Глинки. Автор фото — Андрей Абрамов.)

 

Обсуждение закрыто.