Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

В конце января фестиваль «Золотая Маска»-2014 стартовал традиционным проектом «Премьеры Мариинского театра». На Основной сцене Большого театра были показаны опера «Дон Кихот» со знаменитым певцом Ферруччо Фурланетто в заглавной партии и Вечер одноактных балетов («Concerto DCSH» Алексея Ратманского и «Весна священная» Саши Вальц).

Сразу следом другой петербургский театр — Михайловский — продемонстрировал два спектакля уже конкурсной программы: фантазийного, романтического «Летучего голландца» в постановке Василия Бархатова и жесткого, экстравагантного, стильного «Евгения Онегина» в режиссерской интерпретации Андрия Жолдака. Балетный номинант из Михайловского, «Пламя Парижа» в версии Михаила Мессерера, можно будет увидеть позже, 18-го марта.

Основная программа фестиваля начнется в первых числах марта. Первым блоком идет «Новая пьеса», где собраны самые интересные экспериментальные работы, завязанные на современных текстах и поисках адекватных им театральных средств выразительности. Своеобразным хэдлайнером «Новой пьесы» станет спектакль «Дождь за стеной» (7 марта) знаменитого ташкентского театра «Ильхом» и студии SounDrama (пьеса Юрия Клавдиева, постановка Владимира Панкова).

В этом году у фестиваля появилось несколько новых программ. В том числе «Детский Weekend» (14, 15, 16 марта), куда вошли спектакли, доказывающие, насколько разнообразным и качественным может быть театр для детей, и «Контекст», предполагающий показ актуальных зарубежных спектаклей  — в нынешнем году это «Atomos» Уэйна МакГрегора (19-20 февраля), «House» Шарон Эяль и Гая Бехара (15-16 марта) и программа одноактных балетов: «Reflections» Бенжамина Мильпье, «Winterbranch» Мерса Каннингема и «Quintet» Уильяма Форсайта (31 марта и 1 апреля).

Ставший традиционным блок «Маска Плюс», составляемый из спектаклей, не вошедших в основной конкурс, но высоко оцененных экспертами, как всегда, предлагает немало интересного. От камерного «Постороннего» петербургского театра «Особняк» (18 марта), известного своими необычными интеллектуальными спектаклями, до восьмичасового «Тихого Дона» петербургской же «Мастерской Григория Козлова» (22, 23 марта).

Серьезный блок из Петербурга есть и в конкурсной программе. Самого пристального внимания заслуживает «Макбет. Кино» Юрия Бутусова, сделанный в Театре Ленсовета (3, 4 апреля) – пятичасовое зрелище, где шекспировские герои предстают не тем, чем они кажутся, а перечень использованной в спектакле музыки занимает половину программки. Центр спектакля – грандиозная Лаура Пицхелаури в роли Леди Макбет, чувственная, сильная, трагическая. Кстати, в конкурсе участвует и московский спектакль Юрия Бутусова, «Добрый человек из Сезуана» (Театр имени Пушкина), где в центре тоже потрясающая актриса – Александра Урсуляк. Таким образом, следить за сражением в номинации «лучшая женская роль» становится особенно интересно.

Сразу два спектакля-номинанта показывает Малый Драматический театр – театр Европы, «Коварство и любовь» (10, 12 апреля) и «Враг народа» (8, 11 апреля) — оба в постановке Льва Додина. Очень разные, эти работы, объединены мыслью о том, как трудно индивидуальности выжить и сохранить себя в современном мире. И неважно, чем ты отличаешься — чувством справедливости или потребностью любить и быть счастливым.

Еще один петербургский номинант-мэтр – Валерий Фокин. Его «Литургия Zero», своеобразная версия «Игрока» Достоевского, с Антоном Шагиным – Алексеем Ивановичем и Эрой Зиганшиной – Бабушкой, эффектно завершит конкурсную программу 17-го апреля.

Вообще список номинатов в драме интригует разнообразием. Из Перми приедет спектакль Елены Невежиной «Географ глобус пропил» (2 апреля), из Воронежа – «14 красных избушек» (7, 8 апреля), необычный взгляд Михаила Бычкова на пьесу Андрея Платонова. «Онегин» Тимофея Кулябина, поставленный в новосибирском «Красном факеле» (7 апреля), по-новому откроет классический текст, а «Дом Бернарды Альбы» (31 марта, 1 апреля) Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова впечатлит буйной режиссерской фантазией Евгения Марчелли.

В опере стоит обратить внимание на «Бориса Годунова» Театра оперы и балета Екатеринбурга (24 марта) и на «Свадьбу Фигаро» Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (23 марта). Примечательно, что «Борис» сделан московской командой: постановщик спектакля Александр Титель, художественный руководитель Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а заглавную партию поет солист «Геликон-оперы» Алексей Тихомиров, исполняющий Бориса и на сцене своего театра. Пермский же театр — постоянный гость «Золотой Маски», а главный дирижер Теодор Курентзис — любимец столичных меломанов.

Поклонникам номинации «оперетта/мюзикл» придется подождать почти до финала фестиваля. «Месса» Леонарда Бернстайна (Новосибирский театр оперы и балета) будет показана 11-го апреля, а «Белая гвардия» Владимира Кобекина (Екатеринбургский театр музыкальной комедии) – 15-го апреля.

Имена лауреатов «Золотой Маски-2014» будут озвучены 18-го апреля с Исторической сцены Большого театра.

(Текст — Алиса Никольская) 

Официальный сайт «Золотой Маски»: http://www.goldenmask.ru/main.php

 

 

 

Обсуждение закрыто.