Концертное исполнение оперы А. Адана «Почтальон из Лонжюмо» в театре «Новая Опера»

13 и 15 июля в московском театре «Новая Опера имени Е.В. Колобова» пройдут премьерные показы концертной версии оперы «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана. Через год, в июле 2024 года, запланирована постановка. Концертное исполнение и сценическое прочтение готовит режиссер Евгений Писарев. В составе постановочной группы — художник по свету Майя Шавдатуашвили и хормейстер Юлия Сенюкова. В 2024 году художником-постановщиком спектакля будет Зиновий Марголин, художником по костюмам – Ольга Шаишмелашвили.

Обращение к неизвестному для современного зрителя произведению «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана происходит в год 220-летия со дня рождения композитора. Выбор этого произведения – логичное продолжение одной из репертуарных линий «Новой Оперы»: открытие редких или забытых страниц классического наследия. В музыкальной истории Адан остался, прежде всего, как автор балета «Жизель». Тем не менее, он был очень продуктивным композитором и его сочинения были невероятно популярны в XIX веке. Самая обширная часть наследия Адана – театральная музыка (оперы, балеты, водевили).

В 1839 году композитор приехал в Петербург, где создал новую балетную партитуру «Морской разбойник» и руководил репетициями оперы «Престонский пивовар». Он был приглашен по указанию императрицы Александры Фёдоровны, которая интересовалась автором ее любимой оперы «Почтальон из Лонжюмо». В Петербурге эта опера прозвучала в 1837 году силами немецкой труппы (спустя год после премьеры в парижском театре Опера-Комик, 1836). Затем состоялась постановка в Москве в Большом театре (1839). В XX веке спектакль «Почтальон из Лонжюмо» шел в Куйбышевском государственном театре оперы и балета (1959/1960, в настоящее время – Самарский театр).
В Европе опера «Почтальон из Лонжюмо» была одной из самых популярных в творчестве Адана. К концу XIX века она была поставлена более 500 раз в Париже, более 800 раз в Берлине, исполнялась в Вене, Лейпциге, Праге, Риге (здесь ей дирижировал молодой Рихард Вагнер). В Опера-Комик, где состоялась мировая премьера, «Почтальон из Лонжюмо» исчез из репертуара в 1894 году и вернулся лишь в 2019 году (музыкальный руководитель Себастьян Руланд, режиссер Мишель Фо).

Адан сотрудничал с крупнейшими либреттистами своего времени, одним из которых был Адольф де Левён. Именно де Лёвен написал либретто «Почтальона из Лонжюмо», его соавтором стал Леон Леви Брюнсвик. В основе сюжета – нелепая история о почтальоне Шаплу, который обладает прекрасным голосом. После свадьбы с трактирщицей Мадлен он тут же уезжает в Париж по приглашению директора театра маркиза де Корси, услышавшего, как Шаплу великолепно поет. Прошло десять лет, Шаплу стал солистом Парижской оперы Сен-Фаром, Мадлен получила наследство от тетушки и теперь называет себя мадам де Латур. Воспользовавшись симпатией того же маркиза, она приглашает оперных звезд в свой дом. Сен-Фар не узнает супругу при встрече, в отличие от мадам де Латур, которая не только узнает, но и решает проучить своего легкомысленного мужа.

Евгений Писарев, режиссер (фото – Анастасия Воронова)

Режиссер Евгений Писарев нисколько не смущен избыточной театральностью и явной абсурдностью либретто, скорее наоборот: «Думаю, что неправдоподобность сюжета воспринималась так же и век, и два века назад. Может быть, за такой нелепостью, фантазией, за таким сновидением в театр и шли. Но для сегодняшнего зрителя этого недостаточно. Необходим забавный, ироничный комментарий, без которого ни музыкальная, ни сюжетная составляющая не прозвучат. Только таким способом мы можем не прятать эту театральность, а усилить ее».

Клеман Нонсьё, музыкальный руководитель и дирижер концертного исполнения «Почтальона из Лонжюмо» в «Новой Опере», рассуждая об актуальности произведения, подчеркивает: «Мы в музее – надо честно это признать, но есть моменты, которые резонируют со мной. Например, как много обычных для нас вещей исчезнут в скором времени! Сегодня история почтальона – зеркало, в котором мы можем рассмотреть исчезнувшее глазами современного человека. Актуальным в этом случае становится стилистическая работа с музыкой. Мы будем исполнять “Почтальона” с современной манерой пения, с современными инструментами. Это диалог с музыкой прошлого».
По сюжету и форме (чередование музыки с разговорными диалогами) «Почтальон из Лонжюмо» наследует традиции классической opéra-comique, но по музыкальному наполнению и виртуозности партий композитор, несомненно, развивает жанр, усложняет фактуру (вводит полифонический эпизод), использует тембровые находки.
«Почтальон из Лонжюмо» – бенефис тенора, главный герой почти все время находится на сцене. Его «коронный номер» – рондо почтальона с высочайшим ре второй октавы (именно поэтому партию называют экзаменом для тенора). Это рондо – своеобразный рефрен всей оперы: сначала его поет Шаплу для невесты, затем этот напев Мадлен слышит издалека, когда Шаплу уже уехал покорять
Париж, и наконец рондо звучит в счастливом финале.
У главного героя оперы Шаплу есть реальный исторический прототип – певец Пьер де Желиотт (1713–1797), участвовавший в первых постановках опер, которые упоминаются в либретто («Кастор и Поллукс» Рамо, «Деревенский колдун» Руссо). Конечно, успех «Почтальона из Лонжюмо» во многом зависит от исполнителя этой роли. Адан создавал партию Шаплу, как тогда было принято, на
конкретного исполнителя – Жана-Батиста Шолле, учитывая особенности и возможности его голоса: певец славился умением брать невероятно высокие ноты в головном регистре. В Германии эту роль виртуозно исполнял Теодор Вахтель. В XX и XXI веках образ почтальона-певца воплощали Николай Гедда, Джон Алер, Майкл Спайрз.
В «Новой Опере» партию Шаплу репетируют солист театра Ярослав Абаимов и солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский.

 

Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, д. 3, стр. 2, сад «Эрмитаж» (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: https://novayaopera.ru/

(Иллюстрация: режиссер Евгений Писарев. Фото предоставлено пресс-службой театра «Новая Опера», автор — Анастасия Воронова)

 

 

Обсуждение закрыто.