Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»

С 23 ноября по 1 декабря в Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Площадками фестиваля станут как его постоянные партнеры — Большой Зал Санкт-Петербургской Филармонии, Александринский театр, Большой Драматический театр им. Товстоногова, так и новые – Молодежный театр на Фонтанке и Театр музыкальной комедии. Созданный в 2009 году — в год столетия знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева — фестиваль стал одним из крупнейших культурных событий в России. Программу неизменно составляют знаковые и новаторские произведения в различных жанрах искусства. В этом году фестиваль, как и всегда, представит балетные премьеры, выставки, проведет  научную конференцию и общественные дискуссии.

Начнет фестиваль 22 ноября показ фильма «Нетерпимость» Дэвида Гриффита и диалог Александра Сокурова и Теодора Курентзиса о нетерпимости и согласии, о жизни и искусстве, о роли художника в меняющемся мире. «Нетерпимость» (1916) не случайно открывает программу фестиваля. Не единожды Нетерпимость подчиняла себе ход Истории, изменяла границы государств, уничтожала целые народы и религии. Об этом великий фильм Дэвида Гриффита. Как никогда сегодня эта тема актуальна. Нетерпимость разъедает души и сознания, ведёт общество к самоуничтожению. Многоликость искусства даёт шанс услышать чужой голос в полифонии восприятия мира — нужно только настроиться на Согласие. Вход на диалог бесплатный, по регистрации на сайте фестиваля. Билеты на фильм на сайте фестиваля.

А официальную программу 23 ноября откроет постоянный хедлайнер, своего рода талисман фестиваля — оркестр musicAeterna Пермского академического театра оперы и балета под управлением Теодора Курентзиса. В этом году коллектив представит Симфонию № 1 Густава Малера, а также Скрипичный концерт Альбана Берга (солистка — Патриция Копачинская (Австрия/Швейцария). Творческие взаимоотношения дирижера Курентзиса и скрипачки Копачинской начались в 2014 году, с Концерта для скрипки с оркестром и Четвертой симфонии Чайковского, исполненных в Перми. Затем были совместные европейские гастроли, неоднократные выступления Патриции Копачинской на Международном Дягилевском фестивале. К их общим концертам невозможно подготовиться, всякий раз реальность превосходит ожидания. Оба умеют подбирать ключи к хорошо знакомым произведениям — и играть их так, как будто не существует миллиона предыдущих интерпретаций.

24 ноября в рамках фестиваля будут представлены сразу три спектакля: «Коко Шанель» Йо Стромгрена (Норвегия) и Ульрике КВАДЕ (Нидерланды), а также «AB3» и «Pas de Danse» труппы Norrdans (Швеция). Ироничный и остроумный норвежец Йо Стромгрен создал опус-балет «Коко Шанель» – трогательную и грустную историю об одиночестве Художника, которую исполняют танцовщики и говорящая кукла. Шведская балетная труппа Norrdans покажет балет «AB3»: действие происходит в воображаемом мире ребенка, где предметы постоянно трансформируются, меняя свои функции. Миниатюра «Pas de Danse» великого Матса Эка – это резкие, нервные движения под аккомпанемент гармоники, аккордеона и скрипки. Труппа Norrdans, основанная в 1995 году, видит своей главной аудиторией молодое поколение зрителей. В репертуаре труппы сочинения таких именитых мастеров современного танца, как Матс Эк соседствуют с творениями талантливых молодых хореографов — Йо Стромгрена, Фернандо Мело, Мартина Форсберга.

25 ноября в Шереметевском дворце состоится открытие фотовыставки «Импресарио. Траектория танца», посвященной танцевальным проектам Сергея Даниляна. «Короли танца» Николай Цискаридзе, Иван Васильев, Марсело Гомес, Денис Матвиенко, Дэвид Холберг – и выдающиеся танцовщицы Диана Вишнева, Наталья Осипова, Полина Семионова – предстанут в работах блестящих фотографов мира. На выставке также будут представлены костюмы, эскизы, плакаты к проектам и документальный фильм «Импресарио» обладателя «Золотого глобуса» и британской премии BAFTA, режиссера Чарльза Эванса-мл. В этот же день состоится public talk Сергея Даниляна и Сергея Николаевича, продюсера и критика, о том, что такое свобода творчества? Почему балет остается  самым конвертируемым  из искусств? Что такое власть бренда и в чем ее отличие от власти государства? Возможен ли  феномен Нуреева и Барышникова в современном балете? Когда кончается искусство и начинается бизнес? Вход бесплатный, по регистрации на сайте фестиваля.

Впервые за свою историю фестиваль «Дягилев. P.S.» выступает в новой роли – сопродюсера спектакля. 26 ноября титулованный британский хореограф-интеллектуал Уэйн МакГрегор представит в Петербурге свое последнее творение – балет «АвтоБИОграфия» спустя всего месяц после его мировой премьеры в Лондоне в конце октября. В ходе создания балета Уэйн МакГрегор осуществил самое смелое на сегодняшний день сотрудничество — работу с ведущими генетиками мира, которым он позволил расшифровать полную последовательность своего генома. Через мемуары, документалистику, переосмысление природного кода через акт человеческого творчества МакГрегор исследует собственную автобиографию, и ставит сакраментальный вопрос – как понимать жизнь?

27 ноября в Большом Зале Филармонии выступит блестящий музыкант Вадим Репин. Вместе с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова он исполнит концерт Яна Сибелиуса ре минор для скрипки с оркестром опус 47. А в первом отделении в исполнении оркестра прозвучит Симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада»произведение, неразрывно связанное с именем Сергея Дягилева.

С Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром выступали выдающиеся солисты Святослав Рихтер, Наталья Гутман, Елена Образцова, Григорий Соколов. В репертуаре оркестра – сочинения всех эпох, жанров и стилей, премьерные исполнения современников. Оркестр много гастролирует по городам России, выступает в странах Балтии, Скандинавии, Корее, Японии и США. Оркестр был создан в 1967 году выдающимися ленинградскими дирижерами Николаем Рабиновичем, Карлом Элиасбергом и Эдуардом Грикуровым. В этом году оркестр отмечает 50-летний юбилей.

28 ноября в Александринском театре прима-балерина Большого театра, звезда мирового балета Светлана Захарова представит свою триумфальную сольную программу Amore, состоящую из трех одноактных балетов — «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского (хореограф — Юрий Посохов), «Пока не пошел дождь» (музыка — И. С. Бах, О. Респиги, К. Пино-Кинтана; хореограф-постановщик – Патрик де Бана) и «Штрихи через хвосты» на музыку В.-А. Моцарта (хореограф-постановщик – Маргерит Донлон). Международным оркестром «Таврический» продирижирует Павел Сорокин. Продюсер проекта Amore компания MuzArts.

29 ноября состоится премьерный в России показ фильма Atomos (режиссеры — Уэйн МакГрегор и Рави Депре). Это кино как из атомов состоит из мельчайших нюансов звука, игры света, жестов и движений совершенных танцовщиков труппы Уэйна МакГрегора. С комментариями к фильму выступит ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, балетовед Людмила Мочалова.

30 ноября пройдет Международная научная конференция «В круге Дягилевом. Феномен Русских сезонов в контексте европейской культуры». В рамках конференции состоится показ документального фильма «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» московского режиссера Светланы Астрецовой. Картина задумана, как путешествие по «виртуальному» музею Сергея Павловича Дягилева, где каждый зал рассказывает о разных сферах его деятельности. «Экскурсию» по залам ведут «проводники» — знаковые фигуры из разных сфер искусства, связанных с деятельностью Сергея Дягилева: Эдвард Радзинский, Николай Цискаридзе и Александр Васильев.

1 декабря официальную программу фестиваля «Дягилев. P.S.» завершит выступление труппы Национального хореографического центра Ballet de Lorraine (Франция). Фестиваль, впервые в России, покажет балеты «След древних движений», «Тропический лес» и «Спектакль отменяется» (в двух действиях с кинематографическим антрактом).

В разное время труппу Ballet de Lorraine (Балет Лотарингии) из Нанси возглавляли Патрик Дюпон, Пьер Лакотт, Франсуа Адрэ и Дидье Дешан. Ныне ею руководит швед Петер Якобсон — танцовщик и хореограф, выпускник Академии Русского балета им. Вагановой и Шведской королевской школы балета. Сегодня труппа, воспитанная на классической традиции, не боится экспериментов в современном танце и тяготеет к синтезу разных видов искусств.

Балет «След древних движений» (2017) — игра с иллюзиями и перевоплощениями. Постановщики спектакля – Петер Якобсон и Томас Келей, много лет проработавший в труппе Мерса Каннингема. Три хореографических сценария разыгрываются в мерцающем полупрозрачном пространстве, видоизменяющемся то в сцену, то в танцевальный клуб, то в арену стадиона. При этом каждая из платформ диктует свои «правила игры».

Вторая часть — «Тропический лес» (1968) Мерса Каннингема, легендарного американского хореографа-новатора второй половины XX века. Его сюрреалистические танцы, когда разные части тела двигались как бы независимо друг от друга и создававшие трудности для исполнителей вызывали непримиримые споры и оценки, сегодня являются уже классикой современного танца. Оформил спектакль не менее культовый для американского искусства художник — Энди Уорхол.

И, наконец, завершит вечер балет «Relache» (в переводе с французского — «Спектакль отменяется») — уникальное творение блестящих мастеров европейского авангарда 1920-ых года – основа и кладезь многих идей, вдохновляющих мастеров XX века. Авторы реконструировали сочинение 1924 года, придуманное парадоксальным французским художником-авангардистом Франсисом Пикабиа и поставленное Жаном Бёрлином на музыку Эрика Сати, эксцентричного композитора, соратника Сергея Дягилева. В ткань балета вплетен немой фильм великого Рене Клера.  Зрителям был обещан «инстантеистский балет с кинематографическим антрактом и собачьим хвостом». «Инстантеистский» означает «происходящий в одно мгновение», но что подразумевалось под «собачьим хвостом», так и осталось тайной. Название балета – Relâche – тоже своего рода дадаистская шутка, ведь слово это использовалось на афишах спектаклей для обозначения их отмены. Премьера балета на самом деле была отменена из-за болезни Жана Бёрлина — ученика Михаила Фокина, солиста, хореографа и художественного руководителя Ballets Suédois — авангардной балетной труппы, шедшей по стопам Ballets Russes. Однако, показ «Спектакль отменяется» всё же состоялся неделей позднее, 4 декабря 1924 года в знаменитом парижском театре «Театре Елисейских полей».

Информация о билетах и адреса площадок — на официальном сайте фестиваля: http://www.diaghilev-ps.ru/

(Иллюстрация: сцена из спектакля «Франческа да Римини». Автор фото — Батыр Аннадурдыев)

 

Обсуждение закрыто.