На берегу этой дикой реки (размышления о номинации «оперетта/мюзикл» фестиваля «Золотая Маска» — 2019)

Пожалуй, впервые за долгое время главное чувство после распределения наград нынешней «Золотой Маски» в оперетте/мюзикле – это растерянность. Настолько реальная ситуация в жанре расходится с конкурсной картиной. И колонку эту писать очень непросто. Но попробуем разобраться.

Очевидно, что системная ошибка произошла еще на уровне экспертного отбора. Несмотря на неровность качества, мюзиклов в стране ставится стабильно много. Выбор — большой. И при этом список номинантов выглядит хаотичным и спонтанным: в список наравне с важными спектаклями попали те, что не развивают жанр, а откровенно тормозят его. Неудивительно, что решение жюри получилось странным. Местами — да, логичным, но чаще вызывающим оторопь.

Объявление списков поначалу заинтересовало: в кои-то веки – сразу семь названий (обычно за четыре-пять не выходят). Но дальше начались сложности. Выяснилось, что Москва увидит только шесть спектаклей – «Карлик Нос» пермского Театра-Театра, считавшийся одним из потенциальных фаворитов, оказался невывозимым. Да и наград не получил. Единственный московский номинант, «Беги, Алиса, беги» Театра на Таганке — работа, безусловно, интересная, но к мюзиклу имеющая весьма косвенное отношение. Конечно, хотелось бы повторения прошлогоднего грандиозного успеха, когда Таганка получила три награды в мюзикловом разделе. Но тогда в репертуаре должно возникнуть нечто, по уровню и кристальности жанра соответствующее спектаклю-триумфатору — «Суини Тодду». Впрочем, «Алису» отметили: награду получила художник Мария Трегубова, создатель сложного, фантазийного, по-настоящему интересного пространства.

Лучшим дирижером назвали Валерия Шелепова – за действительно удачную работу в спектакле «Винил» (Красноярский музыкальный театр). «Винил» и в целом стал одним из самых позитивных впечатлений конкурса. Музыка Евгения Загота (сегодня он по праву в числе лучших отечественных мюзикловых композиторов), оригинальное пространственное решение (Юрий Наместников), грамотная, точная режиссерская работа (Николай Покотыло) – все это сделало «Винил» запоминающимся. Жаль, что у ряда солистов очевидные сложности с вокалом. Но выдвинутая на премию за лучшую женскую роль Мария Селиверстова – на самом деле обладательница отличного голоса, и образ комсорга Капитолины, страдающей от неразделенной любви к «стиляге» и пытающейся найти баланс между долгом и чувствами, получился эмоциональным и выстроенным. А театр, впервые участвующий в фестивале, стоит того, чтобы наблюдать за ним дальше.

Прозвучало на фестивале и новое режиссерское имя. Антон Оконешников, уже выпустивший несколько разноплановых работ на петербургских сценах, был выдвинут на премию за «Двенадцать месяцев» театра «Карамболь» (кстати, его премьерный «Большой секрет для маленькой компании» в том же «Карамболе» уже вовсю расхваливают коллеги). «Двенадцать месяцев» (не получившие наград) – работа несовершенная, но оригинальная, с интересными визуальными и смысловыми решениями, отлично вписывающаяся в направление «для всей семьи» (а качественных работ этого плана не так уж много).

Больше всего на фестивале ждали Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии – их «Граф Монте-Кристо» на музыку Фрэнка Уайлдхорна самый настоящий блокбастер, и единственный спектакль, дающий артистам и музыкантам школу мирового мюзикла. Школу, необходимую развивающемуся у нас жанру как воздух. Школу, без которой не пойти вверх, не встроиться в мировой контекст, не создать собственную историю. За время работы на мюзикловом поле именно этот театр взрастил благодаря своим спектаклям целую команду «звезд» жанра. И московский показ «Графа Монте-Кристо» подтвердил и уверенность и правильность выбранного театром пути, и мастерство исполнителей.

За «Графа Монте-Кристо» наградили Агату Вавилову – за лучшую женскую роль второго плана. Тут вопросов нет: Луиза Вампа, отважная взрывная пиратка в первом акте и нежная соблазнительница во втором – персонаж яркий и запоминающийся, и сама Агата, обладательница эффектной вокальной манеры, актриса мощной индивидуальности. А вот за мужскую команду спектакля очень обидно: ни Кирилл Гордеев, блестяще, глубоко сыгравший-спевший Эдмона Дантеса, ни Олег Красовицкий – великолепный злодей Фернан Мондего, не удостоились даже номинации.

А вот с другими коллективами – лидерами жанра – ситуация грустная. Екатеринбургская Музкомедия, театр крупный и сильный, прекрасно оснащенный кадрами и выпускающий очень разноплановые работы, от мюзикловой классики до малоизвестных оперетт, попадает в список номинантов со спектаклем, который вообще стоило бы спрятать. Возможно, у театра были основания его создать – эксперимент может идти и в такую сторону – но показывать его как достижение на национальной премии это сильно пойти против себя.

«Рок-опера» Александра Журбина «Орфей и Эвридика» написана в семидесятые годы по принципу «не Западом единым, у нас тоже могут». К року, впрочем, это сочинение касательства не имеет – это типичная советская эстрада, причем не лучшая. Здесь нет ни характеров, ни вокальных характеристик, ни стиля. Сюжет – и тот наметками. И какую аранжировку тут ни делай, сколько сценический эффектов ни придумывай – все равно останется скучное, банальное, безнадежно устаревшее и непригодное к сцене произведение. В спектакле роскошное визуальное решение (Павел Каплевич), интересная пластика (Сергей Смирнов), а артисты усердно стараются выявить хоть что-то в своих персонажах. Возможно, именно за эти усилия они и награждены. Но это вариант из серии «забивание гвоздей микроскопом». Слушать, как раздирают в клочки свои голоса, просто физически больно. Получивший «Маску» за лучшую мужскую роль Игорь Ладейщиков – один из самых ярких артистов труппы, обладатель прекрасного баритона, отлично существующий в мюзикловой стилистике. И здесь, безусловно, он обращает на себя внимание своим Хароном. За счет таланта – но не за счет материала. Та же история с замечательной Юлией Дякиной, певицей тонкой и романтичной, но в Эвридике буквально погибающей от непосильности и бессмысленности задачи.

Печальным выглядит и выбор лучшего спектакля. Режиссер Филипп Разенков вновь пал жертвой неудачного материала. «Римские каникулы», созданные Андреем (музыка) и Нонной (либретто) Кротовыми, постоянными авторами Новосибирского музыкального театра (несколько лет назад в «масочном» конкурсе участвовал их «Вий», который ужасал – но вовсе не страшным сюжетом) – это вторичная, невнятная музыка, более чем странная структура (например, центральные персонажи почти не имеют развернутых номеров, зато ими наделены герои второго-третьего плана), отсутствие музыкальной драматургии и характеров. В итоге на сцене – маловразумительная мыльная опера, напоминающая «сериалы выходного дня» на телеканале «Домашний». Судя по интервью, режиссер искренне хотел показать интересную человеческую историю о незаурядных людях и поисках счастья. Но – увы. Будем думать, что врученная ему «Маска» – это аванс в ожидании по-настоящему интересной, событийной работы.

В финале этих невеселых размышлений хочется пожелать театрам не уходить в поверхностное «развлекалово» в ущерб смыслу и качеству. Стремиться к серьезному материалу, глубокому подходу. И результаты национальной премии должны этому способствовать. Иначе стереотип «мюзикл – легкий жанр» так и останется висеть дамокловым мечом. Мюзикл как никогда нуждается в движении вперед, в школе, в расширении знания (во многом – благодаря мировому опыту). И консервироваться, запираться в узенькой направленности – путь гибельный.

Алиса Никольская

 

Обсуждение закрыто.