Перекресток семи дорог (размышления о номинации «оперетта/мюзикл» фестиваля «Золотая Маска – 2023»)

Мир изменился. Теперь наша реальность очень сильно отличается от той, к которой мы привыкли. Как следствие – заострились до предела эмоции и убеждения, взгляд на любую, пусть самую будничную ситуацию, теперь иной. Меняется, конечно, и театральный процесс. Больше ответственности ложится на творцов и сочинителей. Сегодня как никогда театр не имеет права быть бессмысленным. Выпускать спектакли «просто так».

И в этой связи задумываешься, что именно мюзикл – жанр наиболее гибкий, и именно через него можно говорить о важном. К тому же мюзикл во все времена был жанром-зеркалом, отражающем мировые события. Этот факт, наряду с неизменной важностью вопроса развития жанра, стоит учитывать, рассматривая нынешний конкурс «Золотой Маски» по мюзикловому направлению.

Список номинантов выглядит попыткой обозначить основные пути мюзикла на российской сцене. Мировая классика («Кабаре» Театра Наций и «Маленькая ночная серенада» Свердловской музкомедии), российские авторы («Три товарища» пермского Театра-Театра и «Великий Гэтсби» Новосибирского музыкального театра), современный западный материал (Онегин» Театра на Таганке). По печальной традиции, именно в мюзикловую номинацию попадают и спектакли, которые «непонятно куда определить» – в данном случае это независимый проект «Вишневый сад» из Санкт-Петербурга, интересный сам по себе, но к мюзиклам отношения не имеющий.

Награды разошлись между только двумя работами из шести. Пять премий достались «Кабаре» Театра Наций – и это более чем логично и заслуженно: серьезный и глубокий, виртуозно сыгранный и спетый, к тому же до дрожи, до боли сегодняшний, спектакль стал абсолютным событием для жанра, с отрывом лидирующим и в зрительских, и в профессиональных рейтингах. И, конечно, необходимым тому, кто стремится получить в театре отклик на свои мысли и чувства об окружающем мире. Признанная мюзикловая классика отозвалась в нас, живущих здесь и сейчас, очень остро. Для режиссера «Кабаре» Евгения Писарева это первая «Маска», хотя на его счету несколько крупных работ в жанре (хит минувших двух сезонов «Шахматы» и давние «Звуки музыки» – из тех спектаклей, что не забываются). Писарев блестяще работает с артистами – неудивительно, что актерские награды забрали участники «Кабаре»: Александра Урсуляк, великолепно сыгравшая хрупкую, сильную и одинокую Салли Боулз, стала лучшей исполнительницей женской роли, Олег Савцов, завороживший своим ЭмСи – лучшим исполнителем мужской, а Елена Шанина, трогательно и глубоко воплотившая Фрау Шнайдер, получила премию за лучшую роль второго плана. Еще одна награда – у художника по костюмам Виктории Севрюковой, не только придумавшей образы героев Берлина 1930-х годов прошлого века, но и нашедшей аутентичное нижнее белье для «девочек» и «мальчиков» из кабаре «Кит-кат».

На «Кабаре» безусловность распределения и заканчивается. Потому как лучшим спектаклем внезапно назвали «Трех товарищей» пермского Театра-Театра, а лучшим дирижером – Татьяну Виноградову, эту работу выпустившую. Да, «Товарищи» зрелищно придуманы, здесь интересное решение пространства (Зиновий Марголин) и качественная хореография (Егор Дружинин); и музыка Евгения Загота, красивая и стильная, заслуживает внимания. Но невнятное, рассыпающееся либретто, уводящее сюжетные линии и смыслы первоисточника в темноту и не предлагающее новых, и очень неравноценное вокальное исполнение (что, впрочем, не новость для этого театра) – все это вызывает недоумение по поводу награждения. Все-таки «лучший спектакль» на то и «лучший», чтобы первостепенные для мюзикла вещи – такие как музыкальное качество – были в нем на уровне.

Без наград остались как столичный Театр на Таганке, чей «Онегин» в постановке Алексея Франдетти пленил остроумием, лиричностью и безупречными актерскими работами (хочется верить, что у Павла Лёвкина и Ивана Коряковского персональные награды еще впереди), так и два ведущих региональных театра, специализирующихся на мюзикловом репертуаре. В отношении «Великого Гэтсби» Новосибирского музыкального это вполне понятно: вульгарный, лишенный любых смыслов спектакль, ориентированный на совсем уж нетребовательную аудиторию – совсем не фестивального уровня. Ощущение, что по сеттингу вообще усилий и фантазии не прикладывали (иначе как объяснить единую невразумительную декорацию для всех мест действия и костюмы для героев, явно купленные оптом в одном магазине), а артистам не поставили никаких задач (среди исполнителей удачно выделялись только Михаил Полубоярцев – Том Бьюкенен и Василий Халецкий – Джордж Уилсон). Этот театр всегда был очень неровным, но «Гэтсби» оказался самым неудачным из того, что привозилось на «Маску» в разные годы.

А вот что оказалась никак не отмеченной «Маленькая серенада» из Екатеринбурга – большая печаль и главное упущение нынешнего распределения. Мюзиклы Стивена Сондхайма ставятся на российской сцене редко – сложны они для воплощения – и появление какого-то из них (а наследие великого Стивена велико) уже событие. А тем более – когда это удача для театра. «Маленькая серенада» (в оригинале «Маленькая ночная музыка») стала последней работой легендарного худрука Свердловской музкомедии Кирилла Стрежнева – он много лет мечтал поставить этот материал. Спектакль получился удивительный: нежный, как крылья бабочки — и убийственно-ироничный, чувственный – и смешной. А главное – ювелирно выделанный музыкально. Дирижер-постановщик Борис Нодельман, совершивший настоящее чудо с оркестром – самый вероятный претендент на награду (и наиболее несправедливо ею обделенный). На высоте и артисты: великолепные работы Татьяны Мокроусовой, Олега Прохорова, Андрея Опольского, Натальи Пичуриной, очень точно почувствовавших и раскрывших стиль Сондхайма через свою индивидуальность, произвели сильное впечатление.

Мир изменился. Повторю это вновь. Постепенно – хотя и очень медленно – меняется отношение к мюзиклу в нашей стране. Но основные, «широкие» изменения в этом плане еще не наступили. А именно сейчас – время для них. Триумф «Кабаре» в нынешнем конкурсе это подтверждает. Ведь пока мы все – и те, кто делает спектакли, и те, кто их смотрит – не привыкнем воспринимать мюзикл как серьезный жанр, в котором возможны высказывания на любую тему, а не как «тру-ля-ля» с блестками, развитие останется медленным и туманным. Без перспектив.

Алиса Никольская

 

 

Обсуждение закрыто.