Премьера спектакля «Иоланта / Карлик» в театре «Новая Опера»

21, 22, 23 и 25 апреля, 27 и 29 июня в московском театре «Новая Опера» пройдут премьерные показы спектакля «Иоланта/Карлик». Постановка соединит две одноактные оперы: «Иоланта» П.И. Чайковского и «Карлик» А. фон Цемлинского, которые станут двумя главами одной истории. «Карлик» будет поставлен в «Новой Опере» впервые, а «Иоланта» спустя десять лет вновь войдет в репертуар театра в другой трактовке и в ином художественном решении. Режиссер-постановщик спектакля — Денис Азаров, художник-постановщик — Алексей Трегубов, музыкальный руководитель и дирижер — Карен Дургарян, куклы — Артем Четвериков, художник по свету — Майя Шавдатуашвили.

В основе спектакля – парадигма слепоты и прозрения. Здесь объединены и переосмыслены две притчи о людях, находящихся в полном неведении, – незрячей девушке Иоланте, не знающей, что она слепа, и Карлике, не знающем о своем уродстве. И если Иоланта исцеляется от слепоты благодаря любви, то судьба Карлика трагична: герой умирает, когда ему открывается правда о своей внешности и о жестоком отношении к нему окружающих, прежде всего – Инфанты. Главные герои опер интегрированы в обе части постановки: Карлик появляется в начале спектакля, а Иоланта после прозрения наблюдает за действием во второй части. Финальная сцена фокусирует внимание зрителей лишь на этих двух персонажах.

Денис Азаров: «Главный вопрос, который мы ставим в этом спектакле: а стоило ли прозревать? Прозрение несет в себе не только свет, но и знание. А готовы ли мы его принять? Готовы ли мы к правде? Как у Островского: “Правда – хорошо, а счастье лучше”. Иоланта попадает в мир,где человеческое достоинство и эмоциональное состояние ничего не стоят. Райская жизнь, которая была создана специально для нее, оборачивается жестокими играми».

Обе героини, Иоланта и Донна Клара (Инфанта), – принцессы, которых олицетворяет белая роза. Водемон просит Иоланту сорвать красную розу, но она интуитивно выбирает белую – символ чистоты и света. Инфанта осознанно отдает Карлику белую розу, словно разрушает эту символическую чистоту и красоту мира.

Афиша_Иоланта_Карлик_1

Спектакль «Новой Оперы» лишен сказочности и налета старины. Действие происходит в современном нам мире, в мгновенно узнаваемой обстановке: фешенебельная частная медицинская клиника («Иоланта») и роскошная аристократическая вечеринка, словно в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини («Карлик»). Художник Алексей Трегубов встраивает одну в другую, как маленькую геометрическую фигуру в большую. На авансцене (в большом пространстве) – оперные артисты, а в глубине (в малом пространстве) – видео («Иоланта») и куклы («Карлик»). Главная сложность при постановке оперы Цемлинского – воплощение на сцене самого Карлика. В версии творческой команды спектакля куклы, а точнее целый кукольный театр, помещены в пространство знаменитой картины Диего Веласкеса «Менины» (1656), населенное ее персонажами, включая самого художника. Существует мнение, что именно эта картина вдохновила Оскара Уайльда на создание сказки «День рождения инфанты», которая лежит в основе оперы «Карлик». В спектакле кукольный театр – это своеобразная гигантская механическая игрушка: подарок на день рождения инфанте и безжалостный розыгрыш для Карлика.

В роли Карлика на сцену выйдет тенор Михаил Губский (он был первым исполнителем этой партии в России). Также партию репетируют Дмитрий Пьянов и Сергей Писарев. Роль Водемона в «Иоланте» готовят тенора Георгий Васильев, Хачатур Бадалян и Михаил Пирогов. В главных сопрановых партиях – примы театра, участницы громких премьер последних сезонов: в роли Иоланты – Марина Нерабеева и Елизавета Соина, Донну Клару (Инфанту) воплотит Мария Буйносова. Также партию Инфанты репетируют Елена Терентьева и Анастасия Белукова.
Кроме того, в постановке примут участие приглашенные артисты. Партию Роберта, где коронным номером стала ария «Кто может сравниться с Матильдой моей», исполнит Василий Ладюк. В других образах готовятся выступить солист Большого театра имени А. Навои в Узбекистане Ринат Решитов (Эбн-Хакиа) и солист Пермского и Нижегородского театров оперы и балета Гарри Агаджанян (Дон Эстобан).

 

Адрес: Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3 стр. 2 (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская»)

Официальный сайт: http://www.novayaopera.ru/

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.