Сказки, мифы, легенды: новый взгляд

Кто из нас в детстве следил, затаив дыхание, за приключениями мальчика, попавшего в джунгли и выращенного местными обитателями? Пугался волка, обманом проникшего в дом к доверчивым козлятам? Играл в чаепитие у Мухи-Цокотухи? Наверняка все или почти все. А знакомы ли эти сказки нынешнему юному поколению? И можно ли интерпретировать их по-новому? В театре, как известно, возможно все.

Наша новая подборка московских спектаклей для детей и взрослых как раз состоит из сказочных историй, пересобранных командами режиссеров, артистов и музыкантов. И ставших от этого еще интереснее.

 

«Маугли» (Московский театр иллюзии)

DSC_4148

(Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра, автор — Елена Матвеенко) 

 

На сцене этого театра полномасштабный мюзикл появился впервые. И – сразу удачно. Историю «человеческого детеныша», обретшего дом среди диких зверей и познавшего добро и зло, дружбу и горе, тепло и предательство, сценарист Владимир Алексеев и режиссер Михаил Сидоренко довольно сильно видоизменили, убрав некоторых персонажей и придумав иную суть другим (например, питон Каа, воплощение мудрости и священного страха, здесь существует нематериально, как некая сущность, божество, к которому взывают в трудной ситуации). Однако основное противостояние – «человечка» Маугли и тигра Шер-Хана – осталось неизменным. И, благодаря блестящим артистам, получилось самым ярким в спектакле: Максим Заусалин делает Шер-Хана обворожительно-харизматичным хищником, непобедимым до тех пор, пока его боятся, а Сергей Веселов играет Маугли человеком с открытым сердцем, умеющим дружить и любить – и благодаря этому мир раскрывается ему навстречу. Музыкальный материал авторства Сергея Варламова соединяет разные стили: отвязные бандерлоги читают рэп (и зал подпевает их номеру «может, лучше зависнем?»), а центральной темой становится развеселое регги «Джунгли наш дом». Спектакль сделан эффектно и умно, он полон доброй энергии и с легкостью увлечет зрителя любого возраста.

 

«Муха-Цокотуха. Школьные годы» (МГАДМТ имени Н. И. Сац)

Муха_Сац

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра, автор — Елена Лапина) 

 

Добрая Муха, страшный Паук, легкомысленные гости и рыцарь-Комарик – их придумал знаменитый детский поэт Корней Чуковский. А в Театре Наталии Сац это стихотворение превратилось в балет. По-сказочному нарядный (художник Екатерина Злая создала разноцветные блестящие костюмы, придающие персонажам сходство с героями современных комиксов), позитивный и – серьезный. Хореограф Кирилл Симонов «переселил» насекомых в школьный класс и придумал им образы сегодняшних подростков – сделав и соответствующее пластическое решение. Очаровательная Муха с розовым каре (Алевтина Касаткина) заботится обо всех, наглый Паук-двоечник (Максим Павлов) держит ее «в плену», заставляя делать за него уроки, и забавляется ее страхом, а отличник Комарик (Артур Баранов) – настоящий герой, почти граф Альберт или принц Зигфрид. Балетные артисты лихо декламируют стихи, играя со строчками и словами, вплетая их звучание в картину спектакля. А прелюдии Дмитрия Кабалевского, ставшие музыкальной основой и исполненные двумя замечательными пианистками, вспомнят многие, на чьи «школьные годы» пришлись занятия музыкой. «Муха-Цокотуха» получилась трогательной и достоверной историей взросления, борьбы за себя и свой характер и – с радостным финалом, как должно быть в сказке и очень хочется в жизни.

 

«Страшно добрый волк» (Детский музыкальный театр юного актера)

Самый_добрый_волк

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра) 

 

«Волк – это очень страшно!» – в этом уверены абсолютно все вокруг. Волк – злодей, ест маленьких детей и вообще, зверь же. А вот герою нового спектакля ДМТЮА вовсе не хочется следовать стереотипам. Обаятельный и дружелюбный, в модных джинсах и стильном галстуке, этот Волк (Вадим Адаменко) готов со всеми дружить, с детьми – играть, а главное – он мечтает об уютном доме и семье (о чем и поет в мечтательной романтичной арии). Но путь к счастью оказывается непрост. Режиссер-дебютант Светлана Кочеткова вместе с композитором Виктором Маминовым, музыкальным руководителем Максимом Павловым, хореографом Полиной Мироновой, художниками Сергеем Крыловым и Оксаной Алексеевой на основе пьесы Михаила Бартенева «Тук! Тук! Кто там?» создала остроумный, динамичный и душевный спектакль. Где простым языком, в игровой форме, понятной даже самым маленьким, говорится о важных вещах: как важно выбирать собственный путь и не соответствовать чьим-то ожиданиям, любить того, на кого указало сердце, даже если он/она «не той породы».

 

«Три лотоса» (Театр Терезы Дуровой)

Три_лотоса2

(Сцена из спектакля. Фото с сайта театра, автор — Елена Маряшина) 

 

Театр Терезы Дуровой продолжает свою репертуарную линию сказок со всего света. «Героем» нового спектакля стал Китай – таинственный, утонченный и полный чудес. Со своими постоянными соавторами Артемом Абрамовым (либретто и стихи) и Сергеем Кондратьевым (музыка), Тереза Дурова создала невероятно стильную, наполненную мудростью и мягким юмором историю. О цветах, исполняющих желания, о могущественном императоре Хуанди (Даниил Исламов), у которого — вот беда —  желаний совсем нет, о двух заполошных слугах, Ша Хайдзы (Григорий Чеглаков) и Чунтао (Надежда Мисякова), поневоле оказавшихся наблюдателями и участниками запутанной ситуации вокруг волшебства и чужих амбиций. А еще – о находящихся совсем рядом с людьми крысами и жабами: в их мире тоже есть императоры и подчиненные. Юноша-крыса Лаошу (Константин Раскатов) и девушка-жаба Ксяо (Наталья Санина), сбежав от своей участи, станут людьми, император откажется от престола и будет познавать мир, да и у слуг все сложится удачно, хоть и не так, как они мечтали. Помимо традиционного оркестра в музыке используется много аутентичных инструментов, и этнические мотивы прекрасно соединяются с современными (отдельная красота – певучие скрипичные соло в исполнении Ильи Мовчана, который и мастерски управляет оркестром). Вокальных номеров не очень много, но все они хороши и придают дополнительные смыслы и краски происходящему. А изысканная сценография Марии Рыбасовой и подробные костюмы Виктории Севрюковой создают на сцене атмосферу «почти настоящего» Китая – каким мы могли бы его себе вообразить.

 

(Тексты – Алиса Никольская)

 

 

 

Обсуждение закрыто.