Выставка «Сальвадор Дали и медиа» в Московском музее современного искусства

30 октября в Московском музее современного искусства открывается выставка «Сальвадор Дали и медиа» (совместный проект с Фондом «Гала-Сальвадор Дали, Фигерас»). Партнером выставки стал испанский ювелирный дом «Carrera y Carrera», который представит в одном из залов спецпроект – фантазию на тему того, как бы выглядел сейчас результат совместной работы для глянцевых изданий «Carrera y Carrera» и Дали.

Выставка в ММОМА построена не по хронологическому принципу: зритель сам выбирает последовательность осмотра. В первом блоке, «Дали за работой», обложки и статьи для Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town&Country, This Week magazine и многих других изданий представят художника как иллюстратора и арт-директора, писателя и редактора. Второй блок – образы, придуманные художником и ставшие популярными: гигантское яйцо, женские ножки в чулках Bryans, губы и, конечно, знаменитые витиеватые усы. Будет на выставке и «рациональный» зал: цифры в мире художника сопровождали его с первых «проб», будь то тираж издания, для которого он писал, количество его обложек или размер гонорара для одного из крупнейших издательских домов.

Творчество Дали в средствах массовой информации неразрывно связано с художественными образами автора. Его иллюстраторская деятельность составляла одну из основ не только его работы, но и всей «далинианы», которая продолжается и сегодня. Момент творческого становления художника и первого этапа его карьеры пришелся на посткризисный период, первую пятилетку и «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта. Политическая ситуация в мире определила время «умных» журналов (L’Amic de les arts (Друг искусств), Gaseta de les Arts (Газета искусств), Минотавр), в которых Дали выступал активным теоретиком. Во вторую половину тридцатых годов расцвело общество потребления, с ним пришел глянец, тогда же появились и многотиражки. В поисках сенсации и те, и другие обращались к художнику за помощью, он, в свою очередь, активно эксплуатировал свой образ, легко перевоплощаясь в сотрудника средств массовой информации, будь то иллюстратор или редактор, а иногда и в самого издателя. Дали повторял одни и те же эксцентричные темы, особенно очевидным это становится в 1934 году на страницах 60-миллионного еженедельника «American Weekly». Уникальность работ Дали и медиа заключалась в его удивительной способности общаться с читателями на уровне понятных символов, которые, в свою очередь, делали любую кампанию Дали успешной, будь то реклама «Изотты», или губной помады Chen Yu. В 1939 году, когда теория «сюрреалистического объекта» уже захватила мир, Сальвадор Дали заключает контракт с Conde Nast, тогда же женские головы-букеты окончательно войдут в набор художественных образов автора. Серия знаменитых шелковых чулок рекламы Bryans была опубликована годом позже. Десятки женских ног указывают то в небо, то в землю, где-то они превращаются в крылья пегасов, двоятся симметричными арками, двусмысленно выглядывают из-за кресел. В первые годы Второй мировой войны Дали оформит разворот 42 номера журнала Click на темы сновидений, моды в стиле сюрреализма.

Выставка работает до 1 февраля 2015 г.

Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, д. 10 (метро «Арбатская», «Кропоткинская»)

Официальный сайт музея: http://www.mmoma.ru/

 

 

Обсуждение закрыто.