Жизнь как чудо (о мюзикле как одном из центральных направлений на Восьмом фестивале «Видеть музыку»)

Традиционный масштабный осенний смотр российских музыкальных театров «Видеть музыку» (проводится при поддержке Министерства культуры РФ и с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив) состоялся в этом году уже в восьмой раз. И — дал понять, что интерес коллективов разных городов к жанру мюзикла стабилен и высок. Многие театры, сочетающие в репертуаре разные виды музыкальных спектаклей – а это частое явление в регионах – выводят мюзикл на лидирующие позиции. Премьеры случаются регулярно (почти все спектакли нынешнего фестиваля – новые), жанр развивается, обретает все большую популярность, и никто уже не шарахается от его «чужеродности». Наоборот.

Как и в прошлом году, все представленные в программе фестиваля мюзиклы созданы отечественными композиторами. Есть как сочинения мэтров – Максима Дунаевского (свою версию самого популярного произведения мастера «Алые паруса» показал Театр «Поколение», а Московский театр оперетты представил новенький «Каприз императрицы»), Ефрема Подгайца («Бесприданница» Ивановского музыкального театра), среднего поколения – Романа Львовича («Опасные связи» Новосибирского музыкального театра), Аркадия Укупника («Князь Серебряный» Московского театра оперетты), так и совсем новые имена. Так, открытием фестиваля стала Ева Симуран – молодой автор мюзикла «Снегурочка», поставленного в Калининградском музыкальном театре. Дебют композитора в жанре (и вообще в большой форме) стал очень удачным – Симуран умело строит музыкальную драматургию и интересно экспериментирует со стилями, соединяя симфо-роковые и этнические мотивы. Фолк-направление стало основным и в сочинении опытного композитора Евгении Терехиной «Хан Алтай» – спектакль, созданный на основе мифов и сказок своего края, показал Алтайский музыкальный театр.

Много лет назад легендарный Геннадий Гладков написал свою первую оперу «Старший сын» на основе одноименной пьесы Александра Вампилова (а замечательное либретто к ней создал Юлий Ким). По сути своей это сочинение воспринимается гораздо ближе к мюзиклу – мелодичностью, «хитовыми» номерами, структурой построения, — и спектакль Иркутского музыкального театра, поставленный молодым режиссером Алексеем Смирновым, очень тонко «балансирует» на грани жанров, вбирая в себя и мюзикловые, и оперные черты. Романтичная, забавная и трогательная история о не слишком счастливом семействе и сыне-самозванце передает свое время, но откликается и в нас сегодняшних. По печальному стечению обстоятельств, московский показ, на котором должен был присутствовать Гладков, стал вечером его памяти – и важно, что в столице увидели и услышали «Старшего сына».

Еще одну историю из сравнительно недавнего прошлого, рассказанную языком мюзикла, показал на фестивале Детский музыкальный театр юного актера – знаменитая книга «Республика ШКИД» о первых годах Советской власти, беспризорных детях и школе, давшей им «путевку в жизнь», стала вдохновением для композитора Алексея Шелыгина и режиссера, худрука театра Александра Федорова. Получился спектакль, значимый по многим параметрам: яркая, объемная музыка, качественное либретто, эффектный визуальный ряд, а главное – удивительно достоверные актерские работы. Современные парни и девчонки разных возрастов играют своих ровесников из двадцатого века, настолько веря в происходящее и точно передавая смыслы и эмоции, что глаза загораются и у ребят, сидящих в зале.

Нашлось место мюзиклам и в обширной студенческой программе фестиваля. Две Мастерские ГИТИСа показали работы, сделанные в сходном жанре класс-концерта. Мастерская Дмитрия Белова представила фантазию на тему классического мюзикла «Некоторые любят погорячее», назвав спектакль «Джаз. Девушки. И не только» – сюжетная канва осталась прежней, а музыкальный ряд расширился за счет номеров, близких по эпохе. Работа получилась стильной и обаятельной, но нельзя не заметить очевидную и принципиальную проблему – вокальную. Голоса, хорошо звучащие в ансамбле и дополняющие друг друга, сольно, увы, оказываются слабы. Среди исполнителей главных ролей выгодно выделяются только Серафима Герасименко (Сью) и Антон Шапенков (Бинсток) – верится, что именно у них сложится профессиональная судьба. Гораздо лучше обстоит дело у Мастерской Лики Рулла – по всем параметрам. Курс представил спектакль «Кастинг», собрав яркую программу из номеров мировых мюзиклов (причем неочевидных, не тех, что звучат на каждом шагу) и «нанизав» их на внятную историю (это заслуга блестящего драматурга Натальи Макуни), где к каждому номеру есть интересная смысловая подводка – например, ждущая за кулисами выхода группа парней начинает препираться задиристым номером «Офицер Крапке» из «Вестсайской истории», двое случайно встретившихся бывших возлюбленных устраивают соперничество, исполняя «Лучше чем ты» из «Энни, возьми свое ружье», а юноша-перфекционист вкладывает всю свою боль в арию «Там, куда хотел попасть» из «Шахмат». Основная сюжетная рамка взята из знаменитого «Кордебалета», и несколько номеров из этого мюзикла звучат в спектакле. Не всегда соединение характера номера и исполнителя совпадают, но чаще – совпадают превосходно. Что, безусловно, заслуга мастера курса, чувствующей индивидуальности своих учеников. «Кастинг» получился и красочным ревю, и пронзительной историей начинающих артистов об их настоящем и будущем, о страхах, надеждах, падениях и взлетах.

Возвращаясь ко «взрослой» программе «Видеть музыку», хочется отметить азарт и мастерство артистов из разных городов и театров, работающих в жанре мюзикла. Реализуя свой потенциал по максимуму, они создают по-настоящему интересные образы. Сформировалось уже несколько поколений мюзикловых «кадров», и на подходе следующие. И в этой связи возникает два обоюдоострых вопроса. Первый – вопрос режиссуры. На всю нашу огромную страну режиссеров, качественно работающих именно с мюзикловым материалом, можно пересчитать по пальцам. Да, приходят и из смежных жанров – как из оперы, так и из драмы. И делают хорошие спектакли, ибо ответственность на «не своей» территории у них больше. Но полностью проблему это не решает. Второй же вопрос – темы, выбираемые авторами мюзиклов для своих сочинений. Безусловно, удачно смотрятся на сцене и музыкальные интерпретации мировой классической литературы и драматургии (вот на нынешнем фестивале – «Опасные связи», «Снегурочка», «Бесприданница») – они встречаются чаще всего, и темы советского времени, и истории из разных отдаленных эпох. Это беспроигрышно и для артистов, и для зрителей. Но не стоит забывать о том, что жанр мюзикла во все времена откликался и на современность. И сегодняшние сюжеты – а их может быть превеликое множество (и речь не о политике), несомненно, украсили бы сцены музыкальных театров.

Алиса Никольская

 

 

 

Обсуждение закрыто.