Звездная пыль (размышления о номинации «оперетта/мюзикл» фестиваля «Золотая Маска» – 2018)

Честно говоря, уже устаешь каждый год начинать свою традиционную колонку со слов печали и недоумения. Но что делать – ситуация из года в год легче и лучше не становится. Номинация «оперетта/мюзикл» по-прежнему пребывает «в загоне». Перечень участвующих в конкурсе спектаклей выглядит хаотично, в нем есть как бесспорные удачи, так и откровенно случайные вещи, а поскольку список неизменно мал, куда меньше чем все другие, то и полной адекватной картины развития жанра он не дает. Хотя именно эту картину ожидаешь – как от конкурса, так и от фестиваля.

На этот раз среди номинантов – ни одного крупного музыкального театра Москвы и Петербурга. Центральная премьера петербургской Музкомедии «Орфей в аду», спорная режиссерски, но качественная по музыкальному решению и с отличными актерскими работами, не попала даже в лонг-лист (хочется верить, что премьеры коллектива нынешнего сезона, как в жанре оперетты, так и мюзикла, не останутся без внимания). Эксперты сочли возможным номинировать простенького, из разряда «домашних радостей», «Гадкого утенка» театра «Карамболь», но, если уж рассматривать детские спектакли, пропустили отличный, интересно поставленный и качественно спетый «Летучий корабль» Егора Дружинина и молодой продюсерской команды.

Со столичными примерами тоже невесело. «Московская Оперетта» не участвует в конкурсе давно и открыто. Театр мюзикла, номинированный в этот раз с «Принцессой цирка», уже в ходе фестиваля отозвал свою заявку, и список таким образом потерял одного из главных претендентов на победу. Безусловно, это право театра. Другое дело, что если театр поступает так – нежелание участвовать лишний раз говорит об отношении к фестивалю и конкретно к номинации.

К счастью, итоговое награждение распределилось по большей части грамотно. И основные герои мюзиклового сезона получили «по заслугам». Главным призером (забравшим три «Маски») совершенно справедливо стал «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (поставленный, что примечательно, в драматическом театре, на Таганке – о том, что все больше интересных качественных мюзиклов выпускается на драматической сцене, уже приходилось говорить). Первое в России воплощение одного из самых знаменитых и сложных произведений классика жанра Стивена Сондхайма стало событием по всем параметрам. И конкурировать с ним было бы проблематично. Великолепный Петр Маркин, сыгравший Суини, серьезная, многоуровневая режиссерская работа Алексея Франдетти и сам факт появления спектакля, показавшего, каким может и должен быть у нас уровень мюзикла – важно, что жюри отметило и оценил это.

Две награды получила «Безымянная звезда» Новосибирского музыкального театра (а еще один спектакль – «Алиса в стране чудес» – вошел в лонг-лист). Один из ведущих коллективов в стране, занимающийся мюзиклами, показал на фестивале очень неоднозначную работу. От дебюта в жанре молодого оперного режиссера Филиппа Разенкова ожидалось много. Но и постановщика, и театр подвел материал. Музыка Александра Шевцова вызывает не просто вопросы – а оторопь. Из серии «неужели так сейчас пишут». Откровенно вторичная, без единой запоминающейся мелодии, не дающая элементарных характеристик персонажам, она могла бы быть фоном, но никак не служить основой для спектакля. Оркестр под управлением Александра Новикова (как раз Новиков был награжден как лучший дирижер) звучал достойно – настолько, насколько вообще это возможно в такой ситуации. Хорошая, крепкая труппа театра пыталась выправить действие, но артистам просто не за что было уцепиться. Замечательная актриса Евгения Огнева, получившая приз за лучшую роль второго плана, сделала очень яркой свою мадемуазель Ку-ку – жесткая, печальная, отчаянно влюбленная в учителя Мирою (как она мгновенно меняется в его присутствии, превращаясь из «училки» в романтичную особу!), героиня запоминается сразу. Но музыкальные номера и у нее, и у других персонажей – вставные, убери любой из спектакля (или вообще все), ничего не изменится. К тому же спектакль перегружен неудачной хореографией, призванной, видимо, иллюстрировать эмоции персонажей, раз музыка не дает такой возможности. Как результат – очень много приемов, предельная «застроенность» и смысловая пустота. Печально.

Другой ведущий театр, специализирующийся на мюзиклах – Свердловская Музкомедия – забрала всего одну награду. Прекрасно, что молодую актрису Анастасию Ермолаеву заметили и отметили: чистый красивый голос, мастерство и очарование. Ее юная красавица Ям-Ям, в которую по сюжету влюблены и наследный принц, и главный интриган, мила, кокетлива, сильна – как всякая настоящая героиня. Но актерский ансамбль в спектакле чрезвычайно хорош и в целом. А дирижер Антон Ледовский, мастерски, остроумно и изящно работающий с музыкой, придающий немного старомодному материалу свежее звучание, привносящий в опереттовый стиль мюзикловое звучание – не переосмысливая кардинально первоисточник, но обогащая его – безусловно, заслуживал награды. И спектакль «Микадо, или город Титипу» (музыка Артура Салливана, либретто Уильяма Гилберта, автор русского текста Аркадий Застырец), поставленный Алексеем Франдетти (режиссер в этот раз «соревновался с самим собой» – но факт есть факт, именно он сегодня безусловный лидер среди постановщиков мюзиклов, а теперь, видимо, и оперетты тоже) произвел большое впечатление на столичную аудиторию.

Несмотря на тот факт, что мюзикл считается наиболее «проблемным» жанром сегодняшнего театрального процесса, ситуация с ним неизменно интересна, и есть ощущение, что за каждым новым поворотом – сюрприз. И от самого серьезного фестиваля-конкурса страны по-прежнему хочется большего внимания к «нелюбимому дитяте».

Алиса Никольская

 

 

Обсуждение закрыто.